Журнал
Ё-мобиль
Ё-мобиль. Умом Россию не понять...

Русские долго запрягают... а потом распрягают и никуда не едут

Ё-мобиль

Русские долго запрягают... а потом распрягают и никуда не едут.

Русские долго запрягают... а потом распрягают и никуда не едут.

12 апреля 2010 года.

Старт совместного проекта «Онэксима» и «Яровита», как и подобает настоящему российскому инновационному событию, был приурочен к красивой дате: Дню космонавтики.

Дескать, мы снова впереди планеты всей, и снова располагаем технологиями, которых пока ни у кого нет. Первоначально предприятие называлось  «Городской Автомобиль», а первые показанные эскизы были похожи на что угодно, только не на будущее серийное средство передвижения для широких масс. Кстати, в качестве иллюстраций, отражающих схему работы машины, использовалось нечто, сильно напоминающее Toyota iQ.

12 октября 2010 года.

Ровно через шесть месяцев общественности были продемонстрированы компьютерные изображения двух автомобилей в том виде, в котором, по словам создателей, они должны пойти в серию. Одновременно с этим были опубликованы первые подробности относительно их конструкции, и стало ясно: амбициям компании «Городской Автомобиль» можно только позавидовать.

Ё-мобиль

Уже тогда пошли разговоры и о невиданном роторно-лопастном двигателе, и о кузове из уникальных материалов, и о суперконденсаторах, и о двухцветной окраске, в которой каждый первый должен был сразу же разглядеть отражение двойственной и природолюбивой сути автомобилей. В целом, проект на этой стадии стал напоминать некий утопический рассказ о светлом будущем, и детали вроде отдельной модели в модном сегменте кросс-купе, рассчитанной на «молодых и активных», только усугубили впечатление.

9 ноября 2010 года.

В этот день у будущих покорителей покупательских сердец появилось свое собственное имя. По итогам открытого всероссийского и всенародного конкурса на название новой марки победил сам дизайнер этих автомобилей, Владимир Цеслер. Мощность излучателей новой философии удвоилась: к словам о преимуществах уникальных отечественных гибридов добавилась целая идейная «ё-подоплёка». Одной из самых диковинных букв алфавита присвоили множество воодушевляющих значений, сделав её чуть ли не новым символом российского автопрома.

Ё-мобиль

Впрочем, шутки о людях, со словами «ну ё-моё!» склонившихся над вставшим посреди пустынной трассы автомобилем, появились даже раньше, чем большинство успело прочитать официальные лозунги «везЁт» и  «Ёшкин кот». Планы создателей, тем временем, продолжали будоражить воображение: уже к зиме был обещан показ первых ходовых прототипов.

13 декабря 2010 года.

Обещание компания «ё-авто» сдержала, и в специально построенном павильоне на Тверском бульваре были сдернуты покровы с трех прототипов: хэтчбека (он же, в классификации авторов, микровэн), кросс-купе и фургона. Со стороны всё выглядело исключительно позитивно и могло выжать из неподготовленного зрителя скупую слезу патриотической гордости. Но под пластиковыми кузовами скрывалась совсем не та техника, о которой говорилось двумя месяцами ранее: вместо алюминиевой пространственной рамы в основе гибридов лежала примитивная сварная тележка из металлических брусьев, а под капотом располагались немецкие двухцилиндровые моторы Weber, ничего общего с диковинным РЛД не имеющие.

Ё-мобиль

Зато они действительно эффектно заводились посредством мобильного телефона (с третьей попытки) и даже не лопнули от напряжения, когда за руль попытался сесть двухметровый Прохоров. А что же роторно-лопастной агрегат? Он на экспозиции тоже присутствовал в виде одинокого макета, который строго запрещалось трогать руками и настоятельно рекомендовалось не прожигать взглядом.

9 февраля 2011 года.

Глава «Онэксима» ответил на животрепещущий вопрос: как обстоят дела с сертификацией? Иначе как замечательно они, понятное дело, обстоять не могли: прохождение этой процедуры назначено на май 2012 года, причем первоначально она должна состояться вовсе не в России, отягощенной устаревшими представлениями о технике, а в прогрессивной Европе. Видимо, пример компании Marussia Motors, также направившей основные силы на продвижение своих машин в Старом Свете, оказался заразителен.

Ё-мобиль

Логику вполне можно понять: раз европейцы одобрили — значит, отечественный потребитель будет доверять продукции по умолчанию. Попутно Прохоров подчеркнул, что 90% комплектующих (по количеству или по массе, интересно?) будут делаться в России, а нижний порог стоимости машин снизился с удивительных 350 тысяч рублей до почти утопических 320 тысяч.

15 февраля 2011 года.

Не прошло и недели, как прояснились и подробности относительно того, как и где, собственно, «ё-мобили» собираются выпускать. Оказывается, меньше чем за год в поселке Марьино Ленинградской  области должно вырасти современное предприятие, способное качественно собирать первоначально 10-20 тысяч машин в год, а позже — до 50 тысяч.

Ё-мобиль

Кроме него, планируется создать еще четыре завода-десятитысячника в разных регионах страны, а также фабрику, ежегодно производящую детали для ста тысяч машин. Элементарная логика порождает один-единственный вопрос: если строительство этой фабрики еще не началось, то из чего будут делаться «ё-мобили» на питерском заводе?

21 февраля 2011 года.

Состоялась первая модернизация несуществующего пока автомобиля.

Ё-мобиль

 «Ё-кросс-купе» было признано непрактичным, вследствие чего получило дополнительную пару дверей, увеличенный клиренс и переработанную компоновку, после чего стало окончательно похоже на студенческую «перепевку» BMW X6.

1 апреля 2011 года.

Несмотря на дату, в этот день произошло предельно серьёзное событие федерального масштаба: «Ё-кросс-купе» (почему-то дорестайлингового образца) лично протестировал главный водитель России Владимир Путин.

Ё-мобиль

(Сars.ru совместно с журналом CAR представляют хит-парад транспортных средств, которых касалась длань Путина)

Он без происшествий преодолел целых 10 километров до резиденции Дмитрия Медведева, где даже успел покатать президента РФ на инновационной технике. Окажет ли чудесная аура, повсеместно сопровождающая властную пару, позитивное влияние на развитие проекта — покажет время.

Ёшкин кот в мешке...
Когда нам ждать автомобиль? Каким он будет? Где его станут собирать? На эти и другие вопросы ответил советник по стратегическому маркетингу OOO «ё-Авто», Дмитрий Ярота.

На презентации в декабре 2010 нам показали рамную машину с роторно-лопастным мотором. Но что реально поедет на сертификацию в Европу? Ведь всем понятно, что РЛД не удастся довести до серийного производства за столь ограниченный срок.
Роторно-лопастной мотор проходит испытания и доводку. Но успеем ли мы его довести к сертификации на сегодняшний день — вопрос открытый. Впрочем, мы не отказывается от РЛД, и он должен рано или поздно появиться на «ё-мобиле».

Ё-мобиль

Некоторые СМИ утверждают, что в этом месяце начнется прием заказов на ё-мобиль. Это не шутка?
Нет, мы действительно скоро начнем принимать заказы на наш автомобиль. Но замечу, что мы не планируем брать предоплату с покупателя. По сути его заказ лишь место в очереди. Он сможет выбрать тип кузова, тип топлива и набор опций. Позднее, когда начнется производство автомобилей, с ним свяжутся, и он сможет уточнить заказ.

Не кажется ли вам, что это напоминает покупку «кота в мешке»? Ведь машину никто не видел. Нет шоу-рума, чтобы в ней можно было посидеть, потрогать, понюхать….
С помощью заказов мы постараемся  точнее определить покупательский интерес и рассчитать объемы производства. Более того, мы сможем понять, в каких регионах России  «ё-мобиль» будет наиболее востребованным.

Вы собирались наладить производство ё-мобиля в разных регионах. Где уже появились производственные мощности и на какой объем они рассчитаны?
Пока нигде. Мы будем создавать предприятие под Санкт-Петербургом. Больше у нас ни с кем договоренностей нет.

Интересно узнать, сколько в процентном соотношении в «ё-мобиле» будет российских компонентов, а сколько импортных?
Основные агрегаты мы будем производить здесь, но основные технологии закуплены за границей.

Изначально базовая стоимость "ё-мобиля" оценивалась компанией в 320 тысяч рублей. Вы подтверждаете эту цифру?
Стартовая цена на "ё-мобиля" будет составлять около 10 000 Евро.

В 2012 году вы планируете начать производство. Как вы собираетесь решать проблему квалифицированного персонала?
Будем искать. В программе развития проекта предусмотрена система обучения персонала.

Идея не продавать автомобиль, а сдавать его по сути в лизинг, по-прежнему актуальна?     
Да, и на наш взгляд это выгодно. Ведь покупатель  получает не просто автомобиль, за который в течение определенного срока расплачивается, он получает возможность пользоваться огромной инфраструктурой. И эта инфраструктура будет включать станции технического обслуживания, мойки  и даже супермаркеты.

          

О "ё-фонах", паровозах и дирижаблях...
В Бауманском университете прочел лекцию Александр Анискевич, первый заместитель гендиректора  «ё-Авто», председатель правления Института проблем модернизации, стратегии и развития общества.

Король умер, да здравствует король, - свою речь Александр Александрович начал с аллегории - История автомобиля с классической механической трансмиссией закончилась.
Обычный автомобиль, по его мнению, имеет КПД на уровне 17%. Такой «выхлоп» не многим лучше, чем у паровоза. Это сродни выращиванию картофеля в СССР, где большая часть урожая оставалась на полях. И это вчерашний день - неэффективность индустриального общества. Красиво сказано, но нас интересует не прошлое, а будущее. И это будущее в лекции Александра Анискевича напоминает идеи философов-утопистов.
- Машина - не роскошь, а средство передвижения, - процитировал классиков Александр Анискевич. - Автомобиль - самый бестолковый объект инвестиций. Едва выехав за ворота автосалона, он становится дешевле на 20%. Мы не собираемся продавать автомобиль, автомобиль не будет стоить ничего. Мы будем предоставлять возможность передвижения. «Ё-мобиль» будут выдавать с контрактом, как IPhone в Америке. За пользование им предложат платить абонентскую плату помесячно - тысяч 10-14. В эту оплату будет входить все текущее обслуживание, включая замену колес.
Вообще их концепция «ё» просто машиной не ограничивается, их цель (как минимум) создать цепочку потребительских продуктов. Еще до появления «ё-мобиля» появится «ё-фон» (в сотрудничестве с НТС), «ё-бук» и прочие инновационные гаджеты. А вообще есть намерение создать и продвинуть скоростной монорельсовый транспорт и вернуться к дирижаблю (!!!) как к наиболее рациональному способу воздухоплавания. Вот ё...
Докладчик говорил еще много всего, не касающегося напрямую автомобилизма, и окончил лекцию духоподъемно. Студенты зааплодировали и дружной гурьбой ринулись на сцену. А я побежал искать гардероб в лабиринтах узких коридоров старого корпуса Бауманки. Наверное, я динозавр из индустриальной эпохи. И мне чужд по идеям этот «Манифест сорокалетних», как они его называют. Но я предпочитаю ездить на больших сверкающих лаком мощных машинах, а не оплачивать через терминал мыльницу со сменным кузовом. А вы как думаете?
Андрей Гречанник, "Комсомольская правда"

О роторе, лопостях и моторе
- "Силовая установка, предложенная компанией «ё-Авто», действительно необычная. Но не надо забывать, что масса интересных инженерных решений оказались невостребованными, и до сих пор лежат на пыльных полках. Так, к примеру, австралийские специалисты  из фирмы «Орбитал-Энжин» много лет назад разработали усовершенствованный двухтактный мотор с непосредственным впрыском топлива, который экономичен и экологичен, как четырехтактник, но выдает в два раза больше мощности. Фантастика? Да! Но он практически канул в Лету - вместе с традиционными «двухтактниками». Роторно-поршневой двигатель доктора Ванкеля, несмотря на весьма интересную конструкцию и отличный КПД, побудившие целый ряд фирм взяться за его производство в 60-70-х годах прошлого века, остался в серийном исполнении только у компании Mazda.

Чтобы понять, что ждет двигатель «ё-мобиля», давайте обратимся к мировой практике, причем не будем лезть в оригинальные ниши, а посмотрим, сколько времени уходит на разработку обычного серийного мотора. Большинство компаний тратит около десяти лет на разработку и постановку на производство принципиально новых моделей моторов. На доводку существующего мотора или, если хотите, на серьезное его обновление - около пяти. Поэтому, говоря о «ё-мобиле», я думаю, что на доводку роторно-лопастного двигателя до стадии серийного производства уйдет не менее десяти лет. Хотя при шикарном финансировании этот срок, возможно, удастся сократить и до семи.

Ё-мобиль

Если сертификация автомобиля запланирована на 2012 год, то не исключено, что мы его увидим с обычной рядной бензиновой четверкой. Да и в принципе для той гибридной схемы, которую предлагают специалисты «ё-авто», двигатель - вещь вторичная. К примеру, та же Honda в ряде «гибридов» успешно использовала и устаревшие восьмиклапанные моторы - ведь не особо принципиально, какой двигатель будет заряжать аккумулятор.
Александр Хрулев, кандидат технических наук, директор компании AБ-Инжиниринг

#Ё-мобиль
Андрей Ломанов, Михаил Конончук