Журнал
О российском и советском такси
О российском и советском такси

О российском и советском такси

Посмотрев на красивую историю лондонского такси, красивые машинки и законопослушных таксистов - «кэбменов» пора возвращаться в Россию-матушку с ее бездорожьем, игнорированием законов и правил, принятием непонятных и противоречивых законов.

Будем говорить о проблемах российского такси, в том числе - московского, питерского, такси в регионах, в малых городах и весях.

Так что же представляет из себя такси в России сегодня?

Такси было в России до революции. Это было не дешево, но удобно.

 Такси на вокзал, на дачу могли позволить себе люди не бедные, ценящие комфорт и удобство. С появлением автомобилей - такая поездка становится модной и престижной.

Это нравилось  франтоватым  мужчинам, нравилось их женщинам. Только очень богатые люди могли позволить себе приобрести  личный автомобиль, а возможность совершить поездку была вполне реальной.

Таким образом, такси в крупных городах становится неотъемлемым атрибутом все убыстряющегося темпа столичной жизни. Даже появился термин «московское такси». Кстати, именно так нынешние московские власти планируют называть проект,  о котором будет идти речь - «Московское городское такси».

Наверное, сейчас, невозможно встретить человека, который ни разу бы не пользовался услугами такси. Давайте договоримся - мы пока будем условно называть таксистами всех, кто оказывает услуги по перевозке пассажиров и багажа за деньги. Разберемся в этом позже.

До революции автомобильных дорог   в  огромной  России практически  не было. А поскольку все  железные  дороги страны сходились в Москве. Большие расстояния и незнание Москвы, ограниченность времени и определенная растерянность приезжих россиян из сельской российской глубинки в шумной, многолюдной и непонятной столице создавали все условия для быстрого развития такси в Москве.

Огромному количеству постоянных приезжающих и отъезжающих россиян постоянно нужно было как-то  добираться до вокзала или с него. Общественный наземный  транспорт Москвы был неудобен, небезопасен  и  всегда  заполнен.  Метро в Москве еще не было. Конечно, можно было бы решить  проблему,  наняв   извозчика, которые  постоянно  работали  около любого  вокзала, но  их тарифы  всегда зашкаливали, что отпугивало многих клиентов. Уже в то время  для таких экипажей  были  организованы специальные  стоянки. Но какой-либо системы  предварительных  заказов  и  какого-либо  единого тарифа на поездки не существовало.

Так,  в  том же далеком  1907 году  в городской  газете «Голос Москвы» появилось первое объявление об услуге «извозчик на автомобиле». В нем предлагалось   любому  желающему  с  комфортом  добраться  до любого  нужного  места.  Этому примеру быстро последовали  и  другие шофёры.  Впоследствии в Москве  появилось  множество компаний  и   машин,  которые специализировались  на  оказании  платных услуг по извозу. Это продолжалось недолго, всего 10 лет.

Сейчас это называется «таксовать». Некоторые называют «бомбить» - кому что ближе и понятней.

После  революции 1917 года был положен конец свободному предпринимательству, а значит и этому сервису. Но и тогда, в далеком 1924 году  Моссоветом  было  принято  решение  о  скорейшем  создании  нового  советского  такси. В планах московских городских  властей было  приобрести за границей около двух сотен иностранных автомобилей, таких как  хорошо зарекомендовавшие себя  в такси  машины  марок как  Renault и Fiat (ведь своих автомобилей Россия еще не производила).  Уже  летом   1925 года  15 первых  московских  машин  такси  выехали на улицы столицы  к пассажирам.  Устанавливалась  оплата за проезд, она  была  такова:  верста  стоила  50 копеек,  а почасовая  оплата составляла целых 4 рубля 50 копеек. Как  и раньше, услугами  таксистов  не могли воспользоваться широкие  массы трудящихся, это был транспорт в первую очередь  для  материально   обеспеченных  людей.

До 1926 года  только  в  Москве и Ленинграде были  таксопарки, позже  такие  службы  стали организовываться и в других не очень  крупных городах.

Когда в 1934 году в Советском Союзе стали выпускаться  отечественные  легковые  автомобили, соответственно  увеличился  и  парк таксомоторов.  Это позволило  сделать  возможность  заказа  такси  в Москве  доступным   для горожан и гостей столицы.

После войны основной парк машин московского такси составляли ГАЗ-М20 "Победа". Уже тогда,  в  далеком  1948 году, на кузовах  этих  машин  появился  шахматных пояс  и знаменитый  зелёный огонёк, говорящий о том, что такси свободен.

С  появлением  ГАЗ-21 «Волги»  эти  машины  такси стали красить  в  бело-красный цвет, их так и называли - «красная шапочка»,  были также  машины черного, серого, а затем и желтого цветов. Вспомните известных персонажей из советских фильмов - это, как правило,  положительный таксист фильме «Зеленый огонек», или  таксист  в исполнении Олега Ефремова в  фильме «Три тополя на Плющихе» и знаменитая фраза о таксометре «у вас что-то щелкнуло» в исполнении Татьяны Дорониной, или  милиционер - «таксист» «Михал Иваныч»  и мошенник-таксист»  в исполнении  Анатолия Папанова в «Бриллиантовой руке» со знаменитой фразой «Кто вызывал такси на Дубровку…

Когда в СССР  массово  стали  выпускаться  «Волги» ГАЗ-24 и ГАЗ-24-02, то  они  уже на конвейере  комплектовались таксометрами  для  работы  в такси,  кузова  красились  в  светло-зеленый «салатный»  цвет,  на  крыше  устанавливался   оранжевый  фонарь - «гребешок». Эти машины  выпускались  боле   15 лет, потом   их заменили  ГАЗ-3102  и  ГАЗ-24-10.

На этом завершается эпоха советского такси.

 С распадом Советского Союза меняется все. Начинается новая глава - история современного российского такси.

CARS.ru