Журнал
Как правильно заменить штатную аудиосистему современного автомобиля
Услада для слуха

Как правильно заменить штатную аудиосистему современного автомобиля

Как правильно заменить штатную аудиосистему современного автомобиля

После покупки новой машины, когда проходит эйфория, а эмоции уступают место трезвому взгляду, начинаешь замечать недостатки своей избранницы. И если ты любишь музыку и ценишь качественное ее воспроизведение, то в списке претензий на одном из первых мест скорее всего окажется звучание штатной аудиосистемы.

Четырехканальный усилитель мощности Art Sound iX4 (7 500 руб.)

Компонентные двухполосные акустические системы Art Sound AS 6.2 (5 100 руб.)

Корпусной пассивный сабвуфер Art Sound XE12 (8 150 руб.)

Установочный комплект Art Sound Accessories APS85FH (4 250 руб.)

Качество штатных мультимедийных систем современных автомобилей растет год от года. Прежде всего, конечно, это касается расширения функциональности. Мощная навигация, доступ в Интернет, игровые приложения, демонстрация видео, возможность использования различных внешних источников контента, таких как смартфоны и планшеты — это далеко не полный перечень способностей современной автомобильной электроники. Растет и качество звучания. В особенности результат впечатляет, если к созданию системы привлекается именитое акустическое ателье, специализирующееся на разработке и производстве техники High End. Примерами такого сотрудничества могут служить альянсы Porsche и Mercedes с известным немецким производителем аудиотехники Burmester, или Audi с Bang & Olufsen. А звуковое оформление салона представленной в этом году модели Rolls-Royce Wraith было полностью разработано и произведено немецкой компанией Eton.

Здесь, правда, нужно сделать оговорку. В большинстве случаев это касается премиальных автомобилей, но даже для них такие системы предлагаются в качестве весьма недешевой опции.

Что же делать любителю музыки, который ездит на автомобиле массового сегмента?А что же делать любителю музыки, который ездит на автомобиле массового сегмента, качество звучания штатной аудиосистемы которого никогда не являлось приоритетом при его разработке? Путь здесь один — модифицировать штатную аудиосистему. Вариантов реализации подобного решения множество — от замены отдельных элементов (например, штатных динамиков) и совершенствования шумоизоляции дверей до установки полностью нового комплекта электроники и акустики с выполнением полного комплекса процедур по шумоизоляции салона автомобиля. И в каждом конкретном случае нужно выбрать устраивающий вас баланс стоимости проекта и качества полученного результата.

Всему голова

Один из основных вопросов при разработке проекта будущей аудиосистемы вашего автомобиля — необходимость замены головного устройства. Кроме решения проблем органичной интеграции новой «головы» в интерьер салона машины, здесь может подстерегать куда более серьезная проблема. В современных автомобилях на головное устройство завязаны множество функций по управлению бортовой электроникой, причем порой никак не связанной с мультимедийными функциями — под его контролем вентиляция и кондиционирование, бортовой компьютер, диагностические системы, интерфейс персональных настроек и так далее. Серьезные производители головных устройств как правило предлагают соответствующие интерфейсы для корректной работы своей продукции с электроникой автомобилей основных популярных марок, но порой экспериментировать с заменой «головы» желания нет.

Играем мускулами

Основной проблемой штатного головного устройства являются используемые в нем усилители мощности. В большинстве случаев для усиления сигнала здесь применяют массовые бюджетные решения, выполненные на одном чипе. Именно эти модули становятся «узким местом», если при модернизации аудиосистемы ограничиться заменой штатной акустики. А значит нужно взять с головного устройства сигнал низкого уровня и подать его на внешние «мощники». Большинство штатных головных устройств оснащены подобными выходами, так что проблемы с коммутацией не возникнет.

В качестве внешнего усилителя мощности отлично подойдет четырехканальная модель iX4 от американской компании Art Sound, долгие годы специализирующейся на автомобильном звуке. Компактные размеры его корпуса при высоте всего 33 мм открывают безграничные возможности по скрытой установке устройства в салоне автомобиля. Выходные каскады Art Sound iX4 работают в классе D, отличающемся высоким КПД. Именно эта особенность позволяет скомпоновать аппарат в корпусе компактных размеров и обеспечить низкое потребление тока, а значит — сэкономить на силовой проводке и разгрузить генератор автомобиля. Функционал усилителя вполне «взрослый»: аппарат оснащен двумя независимыми кроссоверами, функцией bass-boost, полностью изолированными силовыми разъёмами. Есть здесь и независимый приоритетный линейный вход на разъеме minijack диаметром 3,5 мм, позволяющий подключать ваш смартфон или планшет напрямую к усилителю и обойтись вовсе без головного устройства. Более того, производитель обещает в ближайшее время выпустить модификацию этой модели усилителя со встроенным модулем Bluetooth, что позволит обойтись при подключении смартфона без проводов.

Как правильно заменить штатную аудиосистему современного автомобиля

Встроенные в Art Sound iX 4 кроссоверы позволяют обрезать для каждого из каналов частотный диапазон. С их помощью можно, к примеру, убрать с сабвуфера ультранизкие частоты, а также средний бас и все что выше него. Для акустических систем можно обрезать диапазон по границе, ниже которой динамики сигнал не воспроизводят. При подключении к акустике — чтобы срезать низкие частоты, которые динамики не воспроизводят. Все эти меры влияют на качество звучания системы самым благоприятным образом.

Кроме того, усилители в модели Art Sound iX 4 могут работать в мостовом режиме. То есть, объединяя каналы попарно можно при необходимости серьезно увеличить выходную мощность. Так, к примеру, используя один четырехканальный усилитель Art Sound iX 4, можно назначить два канала для обслуживания фронтальных акустических систем, а два оставшихся сконфигурировать в мост для подключения сабвуфера. Если же вам хочется использовать и тыловую акустику, то к iX 4 подключаем две пары акустических систем, а для обслуживания сабвуфера устанавливаем вторую модель серии iX от Art Sound — моноблок, способный отдать 600 Вт в нагрузку 1 Ом.

Разделяй и властвуй

В качестве фронтальной пары в нашем проекте мы выбрали двухкомпонентные двухполосные акустические системы Art Sound AS 6.2. Почему именно двухполосные, а не трехполосные? Дело в том, что установка двухполосного решения в салоне автомобиля менее трудоемка, чем трехполосного. С большой долей вероятности удастся смонтировать динамики в штатные места, а если даже этого не получится, переделки будут минимальны. По той же причине мы отдали предпочтение компонентным, а не коаксиальным акустическим системам. С одной стороны, очень соблазнительна возможность установки объединенных в единый блок излучателей, но, с другой, требования к расположению таких блоков в салоне автомобиля намного жестче — штатные места здесь скорее всего окажутся непригодными. Причина кроется в высокой чувствительности человеческого слуха к расположению высокочастотных динамических головок, поэтому установить пищалки в нижнюю часть дверей, где обычно располагаются штатные динамики — не самая удачная идея. Располагать же коаксиальную акустику поверх торпеды или в передних стойках — задача весьма нетривиальная.

Как правильно заменить штатную аудиосистему современного автомобиля

Качество звучания даже домашних акустических систем сильно зависит от акустических особенностей помещенияСекрет успеха акустики серии AS компании Art Sound — использованные в их конструкции передовые технологии. На поверхность корзины НЧ/СЧ драйверов из легированной стали нанесено антирезонансное порошковое покрытие. Высокую отдачу обеспечивает мощная магнитная система с вентилируемым керном. Диффузор выполнен из анодированного алюминия, поверх которого нанесён специальный полимерный слой. Излучатель дополнительно усилен вогнутым пылезащитным металлическим колпачком со стильной лазерной гравировкой. Подвес и центрирующая шайба с прогрессивной характеристикой подобраны так, чтобы обеспечить максимальный линейный ход подвижной системы при высокой подводимой мощности. В компонентных наборах используются 25-миллиметровые алюминиевые твитеры AST25. Они характеризуются очень напористым, но правильным звучанием. Этому немало способствует и тщательно продуманный и изготовленный пассивный кроссовер с трёхступенчатой аттенюацией и динамической защитой пищалок. Перспективным вариантом в плане повышения качества звучания является использование так называемого полосного усиления, когда из схемы исключается пассивный кроссовер, динамики подключаются напрямую к усилителям мощности, а частотное разделение производит активный кроссовер, работающий до усилителей мощности. Правда, в этом случае на фронтальную пару придется отдать все четыре канала усиления Art Sound iX 4, и здесь придутся очень кстати встроенные в эту модель частотные фильтры.

Качество звучания даже домашних акустических систем сильно зависит от акустических особенностей помещения, где они работают. Для автомобильной акустики эта зависимость на порядки больше. Даже такие качественные АС как Art Sound AS 6.2 можно испортить непрофессиональной установкой — ведь в отличие от домашних колонок здесь акустическое оформление излучателей создается в процессе монтажа. В большинстве автомобилей этот объем для штатных динамиков в заводском исполнении подобен консервной банке в плане акустических свойств. Поэтому для реализации потенциала компонентов Art Sound AS 6.2 нужно сделать шумо- и виброизоляцию дверей автомобиля, желательно в два слоя. Драйверы при этом нужно крепить не непосредственно к металлу двери, а через изолирующее кольцо, выполненное из МДФ или многослойной фанеры со специальной пропиткой, защищающей от влаги.

Основа основ

Наиболее эффектным дополнением к автомобильной аудиосистеме станет сабвуфер. Именно этот важный компонент редко встречается в составе штатной музыкальной инсталляции, а если и встречается, то сабвуфером является лишь формально. Причина здесь прежде всего в том, что для эффективного излучения нижнего баса нужна большая площадь диффузора и большой объем акустического оформления драйвера. Физику в данном случае обмануть крайне сложно. А лишать владельца машины довольно существенной части полезного объема багажника производитель себе позволить не может. А вот сам владелец вполне в силах решить этот вопрос. И если качество звучания аудиосистемы у него в приоритете, то имеет смысл рассмотреть возможность установки корпусного сабвуфера с излучателем серьезного размера — сравнимым с драйверами, устанавливаемыми в басовые модули для дома. Примером такого решения в нашем проекте будет пассивный корпусной сабвуфер Art Sound XE12. Как следует из названия, в нем работает драйвер с диффузором диаметром 12 дюймов или 300 мм. Излучатель заключен в классический трапециевидный корпус с портом фазоинвертора. Из конструктивных особенностей модели, заметно повышающих качество баса, отметим аэродинамически оптимизированный щелевой порт с большим проходным сечением, выполненный на всю высоту корпуса — сабвуфер не «свистит» даже на самых высоких мощностях. Кроме того он обеспечивают дополнительную жесткость стенок. Более четкому и рельефному басу способствует усиленный полипропиленовый диффузор драйвера, а использование плит MDF обеспечивает необходимую прочность и инертность корпуса.

Как правильно заменить штатную аудиосистему современного автомобиля

Для увеличения надёжности и долговечности в модели Art Sound XE12 используется динамическая головка с подвесом из специального материала, устойчивого к воздействию ультрафиолетовых лучей, а также различных нефтепродуктов, вероятность встречи с которыми в багажнике автомобиля весьма высока. Прочная стальная решетка и отделка корпуса мягким карпетом со стильным логотипом защитят аппарат от механических воздействий.

Для раскачки сабвуфера можно использовать два из четырёх каналов усилителя Art Sound iX 4, включив их в мостовой режим. В таком варианте этот усилитель выдаёт в нагрузку около 250 Вт номинальной мощности, чего вполне достаточно, чтобы сотрясать автомобиль и пространство вокруг него.

Связующее звено

Итак, вы приобрели все необходимые компоненты будущей аудиосистемы. Теперь нужно сделать из них именно систему — установить в автомобиле и научить работать совместно. Для этого вам понадобятся силовые, межблочные и акустические провода, а также специальные предохранители, различные клеммы, хомуты, стяжки и тому подобное. Грамотный выбор перечисленных аксессуаров позволит не только полностью раскрыть потенциал вашей системы, но и убережет автомобиль от пожара и иных неприятностей, связанных с установкой нештатного электронного оборудования. Компания Art Sound готова взять на себя обеспечение проекта необходимыми аксессуарами и предлагает готовый установочный комплект APS85FH, в котором уже есть всё необходимое для правильного монтажа системы.

Как правильно заменить штатную аудиосистему современного автомобиля

Предохранительный блок, силовые и управляющие кабели, стяжки, втулки, обжимные клеммы, акустический и сигнальный кабель — ни за чем не придётся бежать в магазин в самый ответственный момент. Вся кабельная продукция изготовлена из высококачественной бескислородной меди, обеспечивающей надёжную передачу больших токов без нагрева и потерь. Комплект силовых и акустических проводов подойдет для подключения моноблока, двухканального или четырехканального усилителя мощности с потреблением тока до 60А. В комплект входит предохранитель на 40А, который при необходимости обеспечения большей мощности меняется до предохранителя в 60А включительно. Для подключения четырехканального усилителя потребуется докупить еще один межблочный RCA-кабель.

 

Сведения:

Тип — четырехканальный усилитель мощности | Название — Art Sound iX4 | Мощность RMS, Вт — 4×80 (4 Ом), 4×115 (2 Ом), 2×230 (4 Ом, мостовой режим) | Частотный диапазон, Гц — 20 — 20 000 | КНИ, % — 0,07

| Сигнал/шум, дБ — 90 | Чувствительность входа, В — 0,2 — 6 | Фильтр ВЧ, Гц — 25 — 500 | Фильтр НЧ, Гц : 50 — 500 | Bass bost — 0...+18 дБ для 45 Гц | Напряжение питания, В — 11 — 15 | Максимальный потребляемый ток, А — 35 | Габариты, см — 10,2×3,4×23,2

Тип — компонентные двухполосные акустические системы | Название — Art Sound AS 6.2 | ВЧ излучатель — 25 мм, алюминиевый купол | СЧ/НЧ излучатель — 165 мм, алюминиевый диффузор | Мощность RMS/максимальная, Вт — 50/100 | Сопротивленние, Ом — 4 | Частотный диапазон, Гц — 50 — 20 000 | Чувствительность, дБ — 89 | Частота собственного резонанса мидбаса, Гц — 65 | Кроссовер, дБ/окт — 2 | Установочный диаметр (мм) — 144 | Установочная глубина, мм — 63

Тип — корпусной пассивный сабвуфер | Название — Art Sound XE12 | Драйвер, мм — 300, диффузор из полипропилена | Акустическое оформление — фазоинвертор | Мощность RMS/максимальная, Вт — 250/1000 | Сопротивленние, Ом — 4 | Частотный диапазон, Гц — 40 — 200 | Чувствительность, дБ — 89 | Отделка корпуса — карпет | Габариты, см — 37,0×38,0×48,0 | Масса, кг — 13,8

Анатолий Максименко