Журнал
Почему барабанные тормоза не годятся для автомобилей, но еще долго будут использоваться в автопроме
Всем по барабану

Почему барабанные тормоза не годятся для автомобилей, но еще долго будут использоваться в автопроме

Почему барабанные тормоза не годятся для автомобилей, но еще долго будут использоваться в автопроме

Дисковые тормоза были изобретены раньше барабанных, но по чьей-то оплошности и неопытности их чертежи были выброшены в мусорное ведро на долгие годы. Очухались инженеры только во второй половине XX века: для этого Jaguar с дисковыми тормозными механизмами пришлось дернуть всех соперников с барабанными тормозами, включая Ferrari, в Ле-Мане. Но почему «барабаны» все еще устанавливаются на современные машины?

"Барабаны" все еще остаются неотъемлемой частью современного автопромаВсе, кто хоть раз интересовался устройством автомобиля, знают, что дисковые тормоза гораздо эффективней барабанных. Их минусы лишь в том, что при попадании в лужу в момент интенсивного торможения есть вероятность повреждения диска, а если вы заехали в грязевое месиво, то рискуете весь оставшийся путь проделать под аккомпанемент неприятного скрежета. Но, позвольте, у многих ли из вас хоть раз трескался тормозной диск... Что, у вас? Значит, вам следует задуматься о вероятности погибнуть в автокатострофе, ибо шанс на раскол диска столь же низок. Да, попадание грязи и мелких твердых частиц между колодкой и диском иногда сложно устранить без демонтажа или кривыми руками, а ведь вся грязь летит из-под передних колес на задние. К тому же срок службы диска и колодок раза в три меньше, чем тех же частей в барабанных механизмах.

Все эти мелкие неурядицы меркнут по сравнению с плюсами, которыми обладают дисковые тормоза. Однако «барабаны» все еще остаются неотъемлемой частью современного автопрома. Почти в 100% случаев они устанавливаются исключительно на задней оси, так как основную нагрузку при торможении принимает на себя передняя ось, то есть именно там происходит основное действо под названием замедление.

Почему барабанные тормоза не годятся для автомобилей, но еще долго будут использоваться в автопроме

У «барабанов» столько минусов, что смысл их установки сводится лишь к банальному следованию неким сертификационным правилам, которые обязывают производителя вкорячить хоть что-то на задние колеса, похожее на тормоза. Из-за особенности строения (колодки находятся внутри барабана и прижимаются при помощи поршня) они не охлаждаются воздухом, при интенсивном торможении адски нагреваются и теряют эффективность. Из-за чрезмерного нагрева колодки внутри могут разрушиться, что по всей вероятности приведет к вклиниванию колес, или сам барабан поведет так, что кроме как тотальной заменой дело не исправить. Но даже если этого не произошло, то газы, образующиеся от сильного трения, скапливаются внутри и выступают в роли смазки, что опять же в разы ухудшает свойства тормозов. Если влага все же проберется внутрь (например, при полном погружении колеса в воду), то тормоза и вовсе пропадут, а вернутся обратно только после долгого просушивания нажатием на педаль. Иногда зимой после мойки или резкого похолодания после оттепели колодки намертво примерзают к барабану, то же самое случается с ручным тормозом, который интегрирован именно сзади. В конце концов, «барабаны» увеличивают неподрессоренные массы автомобиля и значительно дороже дисковых в обслуживании.

Будь у холодильника или телевизора столько недостатков в работе какой-нибудь важной части, вы бы в жизни не приобрели эту технику за собственные деньги.

Но с машинами дело другое: Renault Logan или Volkswagen Polo вы покупаете, невзирая на то что сзади установлены капризные неэффективные барабанные тормоза, которые в здравом уме никто бы себе не поставил. Почти все современные машины бюджетного сегмента оснащаются задними барабанными тормозами и будут комплектоваться ими еще очень долго.

Для автомобильной компании на счету каждая копейка, если только это не экстремальный суперкар или очень премиальная марка. Каждый потраченный евро, доллар или юань для них — катастрофа, а возможность сэкономить — большой плюс в извечной борьбе с конкурентами. Барабанные тормоза намного проще и оттого дешевле в производстве. В них гораздо легче интегрировать стояночный тормоз, да и сам механизм «ручника» гораздо проще, отчего вся конструкция получается дешевле. Заметьте, что в некоторых базовых комплектациях определенных моделей присутствуют барабанные тормоза на задней оси, а в топовых их сменяют дисковые, а на рекламной вывеске или по ящику вы увидите фразу «XX-лярис: всего за совсем мало рублей».

Если вы спросите у создателей машины (а скорее, у ее продавцов в автосалоне) о причине экономии, то услышите от них песнь о более продолжительном сроке службы барабанных тормозов, дешевой стоимости обслуживания по сравнению с дисковыми, о том, что для такой компактной и легкой модели диски по кругу не нужны, и другие сказки. Увы, это не так.

Иван Белобородов