Журнал
Российский авторынок: погружение продолжается
Российский авторынок: погружение продолжается

Российский авторынок: погружение продолжается

Глобальный экономический кризис заканчивает свое шествие по миру, который потихоньку начинает восстанавливаться от его последствий. Сокращается уровень безработицы, люди постепенно выходят из депрессии. Чтобы восстановить прежнюю экономическую ситуацию, понадобятся значительные капитальные вложения в отрасли производства, их грамотное распределение, а также продуманная государственная политика.

Глобальный экономический кризис заканчивает свое шествие по миру, который потихоньку начинает восстанавливаться от его последствий. Сокращается уровень безработицы, люди постепенно выходят из депрессии. Чтобы восстановить прежнюю экономическую ситуацию, понадобятся значительные капитальные вложения в отрасли производства, их грамотное распределение, а также продуманная государственная политика.

Россия, как и остальные страны, снова начинает нащупывать почву под ногами. Заводы по производству автомобилей пытаются всеми силами вернуться к прежнему режиму работы. Министр промышленности и торговли Виктор Христенко заявил, что со второй половины 2010 года начнется фаза активного восстановления российского авторынка, а к 2015 году количество новых произведенных автомобилей достигнет 3,3 миллиона машин.

В 2009 году для поддержки автопрома государство выделило около 102 миллиардов рублей. Эта сумма включает в себя 42,5 миллиарда рублей, выделенных на государственные закупки, а также государственные гарантии, среди которых 19,8 миллиарда рублей были направлены компании «ГАЗ», 4,6 миллиарда рублей – «КамАЗу», 5 миллиардов рублей – Sollers и 25 миллиардов рублей – «АвтоВАЗу». Кроме того, правительство России запустило программу субсидирования процентных ставок по автокредитам.

По оценкам компании PricewaterhouseCoopers, российский автомобильный рынок в 2009 году снизил общий уровень продаж на 56%. Около четверти всех реализованных иностранных машин составили прошлые запасы, ввезенные в Россию до начала кризиса. Меньше всего пострадал сегмент иномарок российской сборки, а также люксовые бренды.
С января 2009 года увеличились таможенные пошлины на ввоз иномарок. Ставки на ввоз иностранных автомобилей в страну возросли с 25% до 30% от таможенной стоимости, а на автомобили возрастом от 3 до 5 лет – с 25% до 35%. Если раньше в Россию можно было ввезти иномарки возрастом не более 7 лет, то теперь планка понизилась до 5 лет. А в зависимости от объема двигателя за каждый кубический сантиметр приходится платить от 2,5 до 5,8 евро. В связи с этим в 2009 году рынок подержанных иномарок снизился на 97%, упав с 395 тысяч до 12 тысяч автомобилей.

«Мы не ожидаем, что в 2010 году российский автомобильный рынок будет быстро развиваться», – сказал руководитель практики по оказанию услуг автопрому PwC Стенли Рут. По его словам, на автомобильный рынок России в 2009 году во многом повлияли скидки на ввезенные до повышения пошлин иномарки. За прошлый год дилерам удалось продать почти все автомобили 2008 года выпуска, которые хранились на складах, а автомобили 2009 года выпуска поставлялись только на заказ, поэтому дальнейших скидок на продажи автомобилей не предвидится. По мнению экспертов PwC, в 2010 году возможно продолжение снижения уровня продаж автомобилей. Все это связано с малопредсказуемостью российского авторынка. По мнению экспертов, на рынок в значительной степени будут влиять курс рубля, эффективность программы антикризисных мер, а также процентные ставки по кредитам и объем кредитования.

По мнению Ассоциации европейского бизнеса, в российской автомобильной промышленности нужно создать равноправные условия для развития всех автопроизводителей, как зарубежных, так и отечественных. Однако сейчас государственная поддержка оказывается лишь отечественным производителям и заводам иностранных компаний. С этим не согласен генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Он утверждает, что государственное стимулирование спроса на автомобили затрагивает все российское производство.

Первые строки рейтинга продаж за 2009 год занимает продукция «АвтоВАЗа»: Priora, Samara, «классика» и Kalina. В десятку популярных моделей также вошли модернизированная Lada 4x4 и Chevrolet Niva. Из десяти самых популярных моделей девять производятся на территории России. Исключение составляет расположившийся на 8 месте автомобиль узбекской сборки Daewoo Nexia.

По заявлению Сергея Целикова, за счет государственных программ продажи автомобилей в 2010 году могут вырасти на 300 тысяч штук. Из них около 200 тысяч автомобилей рассчитывается продать совместно с программой по утилизации старых автомобилей, а остальные – по льготным кредитам.

Тем не менее, российский авторынок в начале 2010 года продолжил падение. В январе было реализовано менее 75 тысяч автомобилей. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в январе этого года уровень продаж автомобилей снизился по сравнению с январем прошлого года на 37%. Падение уровня продаж наблюдается практически во всех крупных автокомпаниях. Продажи «АвтоВАЗа» снизились в январе на 41% до 17 308 автомобилей, продажи Nissan составили 2 777 автомобилей, что ниже на 56% по сравнению с январем прошлого года. Компания Ford потеряла 63% продаж, реализовав лишь 17 308 автомобилей, Toyota на территории Российской Федерации продала 3 300 машин, потеряв 54% продаж. Больше остальных снизила продажи компания Honda – целых 77%. Компании Opel и Mazda также отмечают падение спроса более чем на 60%. А вот автомобили марки Suzuki укрепились на рынке, показав рост спроса на 15%, реализовав в январе 1 485 автомобилей.

Аналитик ФК «Открытие» Гельды Союнов назвал январские показатели «нейтральными» и заметил, что пока еще рано делать какие-либо выводы. По мнению аналитика компании «Атон» Юлия Матевосова, низкий уровень продаж в январе был связан не только с сезонным снижением спроса, но и с ожиданием граждан относительно государственных мер, стимулирующих рынок.

Не так давно в СМИ появилась информация о планах создания новой автомобильной марки в России. Инициатором выступил владелец группы ОНЭКСИМ Михаил Прохоров. Пока нет подробной информации о проекте, но уже известно, что Прохоров планирует выпускать бюджетный автомобиль с использованием новой платформы и применением новых технологий.

«Проблемы «АвтоВАЗа» и «ГАЗа» заключаются в том, что они не в состоянии предложить рынку конкурентоспособные модели автомобилей, хотя и обладают производственными мощностями. Если компания Михаила Прохорова сможет предложить населению такой автомобиль, то его сотрудничество с существующими российскими автозаводами вполне возможно», – заявил управляющий директор AG Capital Management Александр Агибалов.

Однако другие аналитики считают, что ниша дешевых машин, в которую входят автомобили от «Жигулей» до «Логана», уже довольно плотно заполнена. Поэтому пробиться в эту нишу новому автомобилю будет очень сложно. Популярность «Классики» заключается в ее низкой цене за счет использования производственных мощностей, созданных 40 лет назад. А запуск любого нового автомобиля непременно приведет к увеличению его конечной стоимости.

Таким образом, несмотря на завершение глобального экономического кризиса, российский авторынок, очевидно, продолжает свое движение вниз по инерции. Для его полного восстановления вовсе недостаточно нескольких месяцев. Для этого может потребоваться не один год. Поэтому восстановления автомобильного рынка России в 2010 году могут ожидать только убежденные оптимисты.

Avto.ru