Журнал
Ваши действия, если вы повредили авто на разбитой дороге
Поймали яму? Наша инструкция, как возместить убытки

Как правильно действовать, если вы повредили автомобиль из-за плохого состояния дорог.

Ваши действия, если вы повредили авто на разбитой дороге

Пришла весна. Вместе со снегом с дорог сошел и асфальт. Типичное явление для регионов стало настоящим сюрпризом для автомобилистов Москвы и Московской области, привыкших, что ямки и колдобины оперативно заделывают. Попадание в них грозит не только износом подвески, но и гораздо большими проблемами: пробитыми шинами и гнутыми дисками. Причем, этой весной масштаб настолько серьезен, что страдают не только владельцы легковушек, но и серьезных внедорожников с высокой резиной: острые края глубоких ям легко повреждают и их колеса.

Автодорожники рапортуют о постоянном «ямочном» ремонте дорог: все повреждения заливаются смесью из асфальтовой крошки и битума. Но… стоит пройти осадкам или измениться температурному режиму, как эти заплатки вылетают, вновь обнажая ямы.  Причем, в прошлые годы такого ада на дорогах не наблюдалось. Почему? Все лето дорожники ездили и заливали щели и дырки битумом. Эстетичности дорогам это не добавляло, но с приходом осени в асфальт не попадала влага, которая при первом же «минусе» выбивает асфальт наружу. Летом же 2016 года на это повсеместно «забили».

Вот и стоят автомобили с пробитыми колесами вдоль дорог, а их владельцы держатся за головы, подсчитывая убытки. Хорошо, когда запаска есть, а когда пробито два колеса? А если полностью разбита подвеска? А главное: кто заплатит за ремонт или замену шин или колес? CARS.RU публикует инструкцию, которая должна помочь автомобилистам в неравной борьбе с дорожниками.

Если вы повредили яму из-за ямы или колдобины, в первую очередь стоит успокоиться, вздохнуть поглубже и выдохнуть. Затем пойти и выставить знак аварийной стоянки. Даже если это двухполосная дорога, пусть вас не терзают муки совести, что другим придется объезжать вас. Ведь увидев знак (который нужно выставить за 15 м до места аварии), другие автомобилисты объедут яму.

Следующим шагом, который необходимо сделать, следует вызов экипажа ДПС ГИБДД. Проще всего это сделать, позвонив 112. Необходимо точно изложить, что произошло. Это очень важно. Почему? Да очень просто — в России существует ГОСТ на ямы. Да, да, именно так — ГОСТ Р 50597-93. Согласно ему, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см, не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2 см, решетки ливневой канализации  - 3 см, верха рельса - 2 см, возвышение междурельсового настила над верхом рельсов на ж/д-переездах - 3 см, глубина неровностей в покрытии междурельсового пространства (настиле) - 4 см.

Еще до приезда экипажа ГИБДД необходимо сделать снимки поврежденного автомобиля, ямы, длины тормозного пути (если он был), все это надо делать с хоть какой-то привязкой к окружающей обстановкой.

С прибывшим (обычно через несколько часов) экипажем ГИБДД необходимо оформить ДТП. Поверьте, гаишникам и самим не нравятся ямы, но еще больше не нравитесь вы. Это аксиома. Поэтому дважды проверьте справку о ДТП и схему, которую составит инспектор. В протоколе осмотра места происшествия (схеме ДТП) должны быть указаны размеры просадки проезжей части (выбоины, иных повреждений) и ее расположения относительно границ проезжей части (с привязкой к обочине), следы юза или торможения, расположение транспортного средства относительно границ проезжей части.

Затем следует отправиться к независимому эксперту, который оценит повреждения. Причем за ваш счет. Обычно эта процедура занимает максимум час и требует 7000-10 000 рублей. Независимая экспертиза избавит вас от необходимости дополнительно обосновывать сумму ущерба.

Следующий шаг — установление организации, ответственной за данный участок дороги. Проще всего это установить, обратившись в органы местной власти. Они всегда в курсе, так как за сутки получают несколько десятков обращений о плохом состоянии дорог.

Ну а затем, собрав весь пакет документов, надо идти в суд и требовать от ответственной организации возмещения ущерба. Процесс этот небыстрый. Как показывает практика, зачастую представители ответчика вообще не появляются на заседаниях, у них слишком много других дел. На три судебных заседания может потребоваться до полугода. Судья вынесет решение в вашу пользу и обяжет ответственную организацию компенсировать ущерб и независимую экспертизу. На компенсацию морального вреда или упущенной выгоды можете не рассчитывать — по российской традиции их оценят максимум в 5000 рублей.