Журнал
Навигатор как средство движения
Навигатор как средство движения

Навигатор как средство движения

К сожалению, для московских автолюбителей вопрос, стоит ли покупать GPS навигатор, уже не стоит. Сегодня в столице около трех миллионов частных транспортных средств. Когда их число достигнет 4,5 миллионов, город встанет. А пока он не встал, самый эффективный способ сократить время стояния в пробках – это Garmin.

К сожалению, для московских автолюбителей вопрос, стоит ли покупать GPS навигатор, уже не стоит. Сегодня в столице около трех миллионов частных транспортных средств. Когда их число достигнет 4,5 миллионов, город встанет. А пока он не встал, самый эффективный способ сократить время стояния в пробках – это Garmin (подробности - на сайте www.garmin.ru).

Московская пробка в цифрах

Снежная зима осложнила и без того нерадостную картину на дорогах Москвы. По данным аналитической службы «Яндекс.Пробки», среднестатистический столичный автомобилист проводит в заторах 2-4 часа в день, 12,5 часов в месяц. За сутки образуются 800 пробок, каждая из которых рассасывается 1 час 36 минут и замедляет движение 1400 машин. В 2009 году к проблемному четвергу прибавились еще и вторник со средой (куда же делись пятница с воскресеньем и понедельником, когда весь город выстраивается в очередь за правом покинуть его, а потом вернуться обратно?). Среднестатистическая скорость движения по дорогам Москвы – всего 10-11 км/ч. То есть на велосипеде быстрее. Самый проблемный период – зима, причина – снег, лед и дорожная техника. Самый комфортный период – июль. В этом месяце средняя загруженность дорог по 10-балльной системе оценивается в 3,14 балла (в мае - 4,34). Рекордные по протяженности пробки образуются из-за перекрытия дорог автоинспекцией. «Высшее» достижение 2009 года – затор, растянувшийся на 52 км от 96 км МКАД до Профсоюзной улицы 18 марта.

По мнению экспертов, ежегодно эта проблема только столичной экономике наносит ущерб порядка 40 млрд рублей.Можно ли надеяться на то, что при нашей жизни власти столицы найдут выход из этого плачевного положения? Увы, вряд ли. Видимо, именно поэтому в ГОСТах уже появился новый знак «Затор». Понятное дело, автопарк растет. Пока на тысячу жителей приходится 350 автомобилей. Как же выживают автомобилисты Лондона (700 авто на 1000 душ) и Нью-Йорка (900 душ)?

Навигатор как средство движения

Чужой опыт нам не указ

Вряд ли зарубежный опыт борьбы с пробками удастся с успехом применить в столице. Помехой тому и экономическая ситуация в стране, и наш российский менталитет.

Жители Токио могут ездить по подвесным дорогам. При этом над центром города эти трассы нависают в пять ярусов. Штраф за парковку в неположенном месте достигает 250 долларов. И это не помешало японцам однажды выстроиться в самую длинную в истории мирового автодвижения пробку протяженностью 112 км.

Жителям Нью-Йорка сильно облегчает жизнь квадратная планировка города и то, что многие улицы  – с односторонним движением. Стоимость парковок в центре тоже кусается – порядка 40 долларов. Приходится платить и за проезд по многим мостам и туннелям (4-6 долларов штука).

Вашингтон по-другому решил свои дорожные проблемы. В часы пик здесь одна или несколько полос посредине дороги меняют свое направление в зависимости от загруженности. Так, в утренние часы дорога расширяется по направлению к центру, а вечером - уже в противоположную сторону.

В Риме въезд в центр обходится любителям комфорта от 50 до 400 евро. Исключения не делают даже для медицинских служб.

Дальше всех в борьбе с автомобильными заторами пошли в Сингапуре. В России подобные меры наверняка привели бы к очередной революции. Во-первых, право  владения транспортным средством получают здесь за деньги, выкупая лицензию, срок годности которой – 10 лет. Иногда за это приходится выкладывать весьма солидные суммы – до 20 тысяч долларов.  Выкупив квоту, сингапурец оплачивает ввозную пошлину – 41 % стоимости авто. При установке на учет еще один сбор – 140 % стоимости машины. Поэтому автомобилей в Сингапуре в два раза меньше, чем в Москве – всего 180 штук на 1000 жителей. Но пробок нет совсем.

В Лондоне за въезд в центр тоже приходится платить. И хотя в сравнении с другими столицами сумма эта выглядит несерьезно – всего 10 евро, но экономные британцы очень недовольны и предпочитают  передвигаться на общественном транспорте.

Оригинальный способ нашли жители Берна. У них распространен опыт совместного владения автомобилем, особенно популярный у молодежи. Частный или государственный хозяин составляет график пользования и обслуживает машину. Благодаря этому снижается количество автомобилей, в том числе бесполезно припаркованных на улицах. Сегодня эта система используется в шести сотнях городов мира.

Загадки русской души

Главная проблема в использовании зарубежного опыта борьбы с пробками – это российский менталитет. Трудно представить себе, что русский человек начнет кооперироваться с соседями и ездить на работу группами, по очереди используя транспортные средства друг друга. Любопытное исследование провели немецкие специалисты, которых московские власти привлекли к работе над решением наших дорожных проблем. Они задали 200 частным автовладельцам вопрос: представьте, что вы стоите в пробке, а рядом бесплатная парковка и остановка автобусов, которые свободно едут по выделенной полосе прямо к месту вашей работы. Пересядете на автобус? 100 % респондентов ответили «нет».

Общие выводы, к которым пришли немцы, вообще парадоксальны: движение на наших дорогах невозможно описать математически (моделированию поддается даже хаос). В Европе водители в транспортном потоке подчиняются правилам, российским «шумахерам» ни поток, ни правила не указ. В Швеции, например, никто за автомобилем, нарушающим скоростной режим, не пристроится. В Германии автомобилисты попытаются заблокировать нарушителя и не дадут  разогнаться. А что в России? Провели опыт – пустили по МКАДу провокатора, который несколько дней ездил с явным превышением скорости. Вслед за ним ускорялся каждый пятый водитель. Поведение нарушителя является вызовом для 20 % автомобилистов.  А что это значит?  Это значит – огромное количество ДТП, которые «запирают» дорогу и приводят к образованию пробок. Эксперты дали заключение: «В таких условиях навести порядок на дорогах невозможно, а значит, невозможно выстроить эффективную систему организации дорожного движения».

Навигатор как средство движения

GPS-навигатор Garmin

Если  в Москве невозможно организовать эффективную систему дорожного движения, то разумному автовладельцу остается одно – приспосабливаться к существующим обстоятельствам. Можно слушать радио, время от времени получая информацию по новым пробкам (не факт, что речь пойдет о выбранном маршруте движения.) Можно шариться по маленьким экранам мобильных телефонов, на которых тоже в лучшем случае только покажут заторы. Оптимальный выбор - это GPS-навигатор: он не только сообщит информацию о всех пробках на вашем пути, но и проложит маршрут объезда заторов. При этом вам не придется платить за интернет-трафик, как при использовании мобильной связи для борьбы с пробками, и вы сможете говорить по телефону (что немаловажно для деловых людей, застрявших в пути, и для представительниц прекрасного пола, для которых скоротать за болтовней с подружкой время, так медленно тянущееся при проезде заторов – безусловный рефлекс).  При покупке навигатора рекомендуем остановить  выбор на моделях, предлагаемых мировым лидером среди производителей подобных приборов – компании Garmin (подробности – на сайте www.garmin.ru).

Прежде всего, это GPS-навигатор Garmin для городской езды с поддержкой функции Traffic. Такими функциями обладают модели серии Nuvi. Дополнительное оборудование, необходимое для работы прибора в режиме консультанта по объезду заторов - специальная антенна Garmin для приёма данных о пробках. Она является еще и зарядным устройством для навигатора, работающим от прикуривателя. Стоит около 2 720 руб. На момент подготовки статьи в Россию поставлялись 2 модели таких антенн – под навигаторы Nuvi 2x5(w) и Nuvi 1xxx. Подробнее - на сайте производителя. На GPS-навигатор должна быть установлена последняя версия карты «Дороги России».

Навигатор как средство движения

Установив оборудование на  автомобиль, водитель должен задать свой маршрут и выбрать те параметры, по которым навигатор будет его прокладывать -  наиболее короткий, с минимальной затратой времени или, как в новых Nuvi - с минимальным расходом топлива. Для этого навигатору придется учитывать  информацию об интенсивности движения и максимальной и минимальной скорости на маршруте при его коррекции. Новые Garmin-ы очень быстро находят спутники, а вот информация о трафике передаётся не постоянно, а периодически, обычно – в течение 5-7 минут после начала движения прибор уже показывает, на каких улицах, прилегающих к выбранной трассе, загруженность «зеленая» - почти свободно, на каких  «желтая» - есть затруднения, на какие лучше не соваться – «красная». И даже если водитель отклонится от предложенного навигатором маршрута объезда пробки, свернет на заманчиво «зеленую» улицу, прибор в минуты перестроится и начнет прокладывать маршрут с учетом изменившихся обстоятельств.

Некоторые «опытные» водители утверждают: «Мне навигатор не нужен. Я город как свои пять пальцев знаю». Если бы это утверждение было верно, то не оборудовали бы навигаторами свои автомобили московские таксисты. Ведь информация о трафике для навигаторов Garmin учитывает не только сами пробки, образующиеся на светофорах, развилках или в результате ДТП, но и массовые мероприятия, ремонт дорог, даже метеоусловия, влияющие на трафик (ливень, снегопад, туман и т.д.). Наш город строится с такой интенсивностью, что за пару недель схема движения в квартале может измениться до неузнаваемости – в самом неожиданном месте появится знак «Стоп», или «Тупик», или «Одностороннее движение». В этой ситуации никакой опыт вождения не поможет. Поможет только GPS-навигатор Garmin.

А летом обещают сделать платной трассу Москва-Дон. Рубль – километр. Для кого-то это – не проблема. И обладатели GPS-навигаторов Garmin – среди них.

CARS.ru