Журнал
За «живой щит» на МКАДе гаишники получили выговор и премию
За «живой щит» на МКАДе гаишники получили выговор и премию

За «живой щит» на МКАДе гаишники получили выговор и премию

Столичные автоинспекторы решили повторить прошлогодний «подвиг» белорусских коллег, перегородив МКАД машинами проезжающих на свою беду мимо автомобилистов. В итоге машины разбиты, преступники по горячим следам не пойманы, хорошо хоть люди не пострадали. Обычная практика замять дело, фальсифицировав документы о ДТП, не удалась – один из участников живого щита обратился за помощью через всемирную сеть. Резонанс получился столь широкий, что даже Госдума встрепенулась, вынеся этот вопрос на повестку дня.

Столичные автоинспекторы решили повторить прошлогодний «подвиг» белорусских коллег, перегородив МКАД машинами проезжающих на свою беду мимо автомобилистов. В итоге машины разбиты, преступники по горячим следам не пойманы, хорошо хоть люди не пострадали. Обычная практика замять дело, фальсифицировав документы о ДТП, не удалась – один из участников живого щита обратился за помощью через всемирную сеть. Резонанс получился столь широкий, что даже Госдума встрепенулась, вынеся этот вопрос на повестку дня.

Инцидент произошел 5 марта в шестом часу утра на внешней стороне МКАД недалеко от съезда на Ярославское шоссе. По словам Станислава Сутягина, чей автомобиль пострадал в результате действий (или бездействия) сотрудников ГАИ, автоинспекторы остановили все автомобили, ехавшие по дороге. Каждого водителя потребовали расположить свое транспортное средство так, чтобы перекрыть сквозной проезд. Служебные автомобили бравые сотрудники ГИБДД заботливо поставили за живым щитом, в зоне недосягаемости злоумышленников. Непосредственного разговора с автомобилистами не было, милиционеры излагали свои требования при помощи жезлов. Покинуть транспортное средство предложено не было.

Причина остановки выяснилась через несколько минут, когда автомобильную стену протаранила машина, несущаяся по дороге. Повреждения получили Mercedes и «Волга». После чего гаишники сели в служебные машины и бросились в погоню. Ситуация начала проясняться лишь на посту ДПС, куда потерпевшие приехали за своими документами, отобранными на месте происшествия. Станислав Сутягин отметил, что столкновение стали оформлять как обычное ДТП, в результате которого виновник покинул место аварии – ни о каком живом щите и речи не шло, на компенсацию нет смысла надеяться.

Так и не ведало бы Управление ГИБДД о случившемся, если бы не видеообращение Сутягина, в котором он рассказал о недостойном поведении автоинспекторов и посоветовал автомобилистам не повторять его ошибку. Станислав не стал мириться с тем, что ремонт машины ему придется делать за свой счет – ведь у него нет полиса КАСКО. Да и где это видано, чтобы милиция закрывалась от преступников обычными гражданами? Ведь это ставит с ног на голову смысл работы правоохранительных органов.

Отметим, что действия сотрудников ДПС противоречат регламенту, в котором четко прописаны действия по созданию заслона для преступников. В качестве препятствия могут выступать только грузовые автомобили (не перевозящие горючие вещества) или металлические заграждения. В крайнем случае дорогу перекрывают патрульными машинами, как это делают американские полицейские. Но в любом случае, в автомобилях на момент операции не должны находиться люди. Легковые машины могут быть предоставлены сотрудникам ГИБДД только для поездки на место аварии, либо транспортировки пострадавших в больницу. За отказ в этой просьбе автовладельцу грозит лишь штраф в 300 рублей.

Как ни странно, за четыре дня, что видеоролик набирал популярность в интернете, не было составлено никаких рапортов о спецоперации, повлекшей повреждения гражданских автомобилей. Информация из всемирной сети дошла до ГИБДД, где поначалу даже усомнились в реальности произошедшего. Но в ходе проверки шокирующая информация была подтверждена, и в прессу просочился скромный комментарий: «В рамках проведения спецоперации «Барсетка» сотрудники ГАИ вынуждены были прибегнуть к помощи автовладельцев. В результате пострадали машины горожан». Глава ГИБДД Москвы Сергей Казанцев посетовал: «Если бы я узнал об этом сразу, то я бы вызвал этих двух пострадавших, вручил бы им благодарности за самоотверженные действия по задержанию преступников и принял меры к ремонту, что я сделаю сегодня же». Кроме того, начальник ГУВД Москвы Владимир Колокольцев извинился перед пострадавшими автомобилистами.

Следственный комитет при прокуратуре возбудил уголовное дело в отношении сотрудников ГАИ: они обвиняются в злоупотреблении должностными полномочиями. Глава МВД Рашид Нургалиев подтвердил, что недопустимо использовать личные автомобили и людей в качестве живого щита для задержания преступников. «Козлом отпущения» стал командир полка подполковник милиции Александр Козлов, под руководством которого трудятся на благо дорожной безопасности находчивые автоинспекторы – на данный момент он отстранен от должности. Вместе с ним строгий выговор получил генерал-майор милиции Сергей Казанцев. А сами гаишники, проявившие столь рискованную инициативу для поимки преступников, были подвергнуты дисциплинарному взысканию.

На заседании, прошедшем 11 марта в Госдуме, были расставлены все точки над «i» в этой истории. Подозреваемые в преступлении все-таки были задержаны – ими оказались выходцы из Северного Кавказа. За поимку барсеточников сотрудники ГИБДД будут... награждены денежными премиями. Главный столичный гаишник Сергей Казанцев признал, что сотрудники автоинспекции поступили неправильно, нарушив права граждан, за что их устно пожурят. Но за успешное задержание преступников они все-таки удостоились и похвалы.

Как рассказал нашей редакции источник в Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения, автоинспекторы несут личную ответственность за служебные машины. Даже если гаишник попадает в ДТП не по своей вине, это грозит ему бюрократическими неприятностями, вплоть до лишения премии и оплаты ремонта из собственного кармана. Несмотря на то, что сотрудники ДПС люди богатые, это не очень приятная процедура. Гаишники не заинтересованы в оформлении аварий, поэтому не гнушаются даже угрожать второй стороне, если разойтись миром не выходит.

Скорее всего, 5 марта у работников свистка и жезла был в голове только план А: «Преступник останавливается». Иначе как еще объяснить их уверенность, что пострадавшие автомобилисты не будут предъявлять претензий из-за нанесенного ущерба? В итоге так и вышло – прикрыв служебные машины чужим транспортом, они отделались всего лишь дисциплинарным взысканием. А это всяко лучше, чем оформлять ворох объяснительных в высшие инстанции и ремонтировать «рабочие лошадки» за свой счет.

Руководитель московского представительства ФАР Сергей Канаев скептически относится к якобы начавшимся разбирательствам. «Судя по тому, что я услышал сегодня в Госдуме, никаких уроков из произошедшего вынесено не было, - заявил он. - Руководство ГИБДД похвалило автоинспекторов за задержание преступников. И это, по мнению руководства, очень важная работа, несмотря на то, что они совершают неправомерные поступки. А командира полка Козлова отстранили от должности не из-за вопиющего нарушения прав граждан, а лишь потому, что он не доложил о действиях его подчиненных вышестоящему начальству. И неясно, откуда исходил приказ о начале операции «Барсетка», выходит, что сотрудники ДПС самовольно подставили жизни граждан угрозе - за такое надо увольнять. Видимо, пока никто не погибнет (не дай бог), ничего толкового сделано не будет. И не исключено, что живые щиты и дальше будут практиковаться при поимке преступников».

В отделе пропаганды  на наш вопрос о слишком щедром «наказании» отметили, что помимо дисциплинарного взыскания возбуждено и уголовное дело. Поэтому судить о степени ответственности автоинспекторов до решения суда сложно.

Напомним, что в марте 2008 года в Минске гаишники тоже использовали живой щит из случайных автомобилистов, чтобы задержать пьяного водителя. Тот случай тоже имел широкий резонанс, и руководство белорусского ГАИ стучало кулаками по столу, обвиняя своих подчиненных в неправомерных действиях. По итогам этого скандала в июне 2008 года два минских автоинспектора были приговорены судом к двум годам лишения свободы условно, с отсрочкой на три года и с лишением права занимать аналогичные должности в течение трех лет.

Avto.ru