Журнал
Toyota: [путь к мировому лидерству]
Toyota: [путь к мировому лидерству]

Toyota: [путь к мировому лидерству]

 Через неделю после того, как Ford сделал достоянием гласности радикальный план "Way Forward", предусматривающий беспрецедентные увольнения и сокращение производства, исполнительный директор компании Toyota Катсуаки Ватанабе объявил о

 Через неделю после того, как Ford сделал достоянием гласности радикальный план "Way Forward", предусматривающий беспрецедентные увольнения и сокращение производства, исполнительный директор компании Toyota Катсуаки Ватанабе объявил о дополнительном наборе 8 тысяч инженеров и намерении увеличить объём продаж к 2008 году до 9.8 млн. автомобилей.

Аналитики сошлись во мнении, что Toyota, склонная к консервативным прогнозам, умышленно занижает свои расчётные показатели, чтобы преждевременно не добивать Детройт, и без того пребывающий в шоковом состоянии. Уже нет никаких сомнений, что в ближайшие год-два Toyota сменит General Motors в качестве мирового автопроизводителя №1. В 2003-ем Toyota сместила компанию Ford с позиции второго мирового автогиганта, так что в обозримом будущем Америке предстоит пережить ещё одно сокрушительное поражение в 30-летней автомобильной войне с Японией.

Итоги первого полугодия красноречиво свидетельствуют о неизбежной смене лидера. Продажи Toyota возросли на 7.1% и достигли 4.36 млн. автомобилей, а у General Motors за тот же период они снизились на 2.3% и составили 4.6 млн. Первый квартал 2007 финансового года, закончившийся 30 июня, Toyota закончила с прибылью $3.1 млрд. (+39%), а General Motors потерял за этот период $3.4 млрд. В прошлом году Toyota продала 8.13 млн. автомобилей, а в текущем компания планирует реализовать 8.85 млн. (включая грузовики Hino Motors и автомобили Daihatsu).

Некоторые эксперты полагают, что и этот плановый показатель будет перевыполнен. Японский автогигант решительно теснит конкурентов на всех континентах. Так, в прошлом году в Европе Toyota добилась долгожданной победы, продав более одного миллиона автомобилей, и в предстоящие два года этот показатель предстоит увеличить ещё на 30%. Но в Японии успехи немного скромнее – национальный рынок предельно насыщен, к тому же японцы очень привередливы при выборе автомобиля.

Большие перспективы связаны с Китаем, где к 2008 году Toyota расчитывает продать 1.7 млн. автомобилей (+70%). 25 сентября Toyota закончила модернизацию технического центра, основанного в сентябре 1990 года при содействии Ассоциации автопроизводителей Китая. Кузница кадров для бурно развивающейся автоиндустрии, расположенная в провинции Ляонин, уже подготовила более 7 тысяч специалистов.

К 2008 году на ключевом североамериканском рынке Toyota планирует увеличить сбыт до 3 млн. автомобилей (+25% к текущему показателю). Компания планомерно отвоёвывает рыночное пространство у американских производителей - членов “Большой Тройки” благодаря экономичным моделям Prius, Corolla и Camry.

В августе Toyota установила очередной рекорд: объём производства увеличился на 17.3% и составил 622471 автомобиль. При этом заводы, расположенные в Японии, увеличили производительность на 30.9%! В августе зарубежные и японские предприятия Toyota Motor Corporation выпустили, соответственно, 322079 и 300392 автомобиля.

Североамериканское отделение Toyota Motor Sales U.S.A. продало в августе 240178 автомобилей (включая 125768 легковых) – это на 12.6% выше, чем в августе прошлого года. Среди легковых моделей лидером месяца стала Corolla – 34971 (+7.4%), за которой следуют Camry (42227 автомобилей), субкомпактная модель Yaris (11392) и оснащённый гибридной силовой установкой Prius (11177).

Toyota Corolla – одна из самых массовых легковых моделей в мире, впервые появившаяся на японском рынке в октябре 1966 года. Сегодня она выпускается в 16 странах, и к концу июня её тираж достиг 31.6 млн. экземпляров, при этом только в прошлом году на дороги планеты выкатилось 1.36 млн. популярных малолитражек.

Суточный объём производства модели Corolla – 2160, т.е. в среднем это 90 автомобилей в час на протяжении 40 лет! Другому конвейерному долгожителю – легендарному “Жуку”, выпускавшемуся на мексиканском заводе Volkswagen до 2003 года, потребовалось 68 лет, чтобы “расплодиться” в количестве 21529464 штук. 

15 сентября завод Toyota Motor Manufacturing (TMMK) в Джорджтауне (штат Кентукки) выпустил 5-миллионный экземпляр модели Camry. Таким образом,  самое крупное предприятие японской компании, дислоцирующееся на территории США, отпраздновало своё 20-летие.

Седан Toyota Camry, дебютировавший в 1980 году в Японии и появившийся на американском рынке в 1983-м, разошёлся по странам и континентам тиражом более 10 млн. Из этого количества более 6.5 млн. [info] было продано в США, где Camry уже восемь лет подряд является бестселлером в сегменте с очень жёсткой конкуренцией, где представлены семейные среднеразмерные седаны.
В марте началась продажа Camry шестого поколения, спроектированной с учётом пожеланий покупателей, вполне справедливо критиковавших предшествующую модель за аморфный дизайн и отсутствие модификации со спортивным акцентом.

Toyota Camry 2006 года, перенявшая некоторые стилистические черты моделей Lexus, стала выразительнее и производит впечатление более компактного, чем её предшественница, автомобиля. На самом деле габариты почти не изменились – модель этого года на дюйм шире и ниже при той же длине, но колёсная база увеличилась на два дюйма. Немного просторнее стало в задней части салона и багажнике.

По отделке салона и его звукоизоляции Toyota Camry уже почти не уступает моделям Lexus. Как и прежде Camry комплектуется 4-х и 6-цилиндровыми двигателями. Трансмиссий также две – 5-ступенчатая механическая и “автомат”. Спортивная модификация отличается более “жёсткими” пружинами и амортизаторами, усиленным передним стабилизатором, дополнительными элементами для увеличения жёсткости кузова и 17-дюймовыми колёсными дисками.

Особое место в новой гамме Toyota Camry, выпускающейся на разбросанных по всему миру восьми заводах, занимает модель с гибридной силовой установкой, объединяющей 147-сильный бензиновый двигатель (4 цил., 2.4 л) и электромотор мощностью 45 “лошадок”.

В производственной программе завода ТММК представлены также седан Avalon и модель Solara (купе и кабриолет). Здесь же ведётся сборка 4-х и 6-цилиндровых двигателей и выпускаются необходимые для них комплектующие. У этого предприятия - 350 поставщиков, рассредоточенных по всем штатам. Производственный комплекс в Джорджтауне – блестящий пример японского автомобильного завода-транспланта, обеспечившего работой 35 тысяч американцев и ежегодно приносящего в бюджет Кентукки $500 млн.

В США Toyota активизирует усилия в секторе полноразмерных пикапов. Благодаря обновлённой модели Tundra 2007 года компания намерена увеличить свою долю до 10%. Это вполне достижимый показатель, поскольку в текущем году Toyota Tundra уже отвоевала 7% рынка, а запланированный объём продаж модернизированной модели - 200 тысяч.  Для успешного продвижения Toyota Tundra за последние три года в развитие дилерской сети Toyota инвестирован $1 млрд., и ближайшие два года на эти цели выделяется ещё $2 млрд.

Наряду с General Motors у Toyota есть ещё одна важная цель – Nissan, который благодаря менеджерскому таланту Карлоса Госна лидирует по темпам роста прибыли. 2006 финансовый год Nissan и Toyota закончили, соответственно, с 9.2% и 8.9%. В текущем году Nissan, скорее всего, не сможет показать лучшую результативность, поскольку бизнес в Японии и США продвигается не столь успешно.

Таким образом, у Toyota появляется шанс обогнать соперника - воспользовавшись благоприятной конъюнктурой и “слабой” иеной добиться запланированных на 2007 год 9.1%. В этой борьбе ставка делается на новую программу экономии – Value Innovation, предусматривающую более тесное взаимодействие с поставщиками в процессе разработки узлов и деталей и активное использование модульного принципа. Предшествовавшая пятилетка уже принесла $10 млрд. экономии на издержках, и Value Innovation должна стать ещё более эффективной.

Однако высочайшее реноме Toyota, как производителя автомобилей эталонного качества пошатнулось после отзывов на устранение вскрывшихся в ходе эксплуатации дефектов. Как следствие, в рейтинге аналитической компании J. D. Power and Associates японская компания заняла четвёртое место, хотя в соответствующих категориях победу одержали легковые модели Camry, Corolla, Solara, а также внедорожники Highlander и Sequoia.

Диктуемая жёсткой конкуренцией частая смена моделей ускоряет процесс проектирования, что, как показывает практика, может негативно отражаться на качестве. Но Toyota постоянно работает над собственными ошибками и очень усердно учится на чужих, так что можно не сомневаться – скоро она выдаст 10 млн. автомобилей в год и водрузит флаг Страны восходящего солнца на автомобильный Олимп.