Журнал
[Алфавит] синьора Лянча
[Алфавит] синьора Лянча

[Алфавит] синьора Лянча

Итальянская провинция Пьемонт дала миру немало выдающихся личностей, оставивших яркий след в автомобильной истории. 24 августа 1881 года в провинциальном городке Фобелло на свет появился Винченцо Лянча, который в возраст

Итальянская провинция Пьемонт дала миру немало выдающихся личностей, оставивших яркий след в автомобильной истории. 24 августа 1881 года в провинциальном городке Фобелло на свет появился Винченцо Лянча, который в возрасте 25 лет при финансовой поддержке Клаудио Фоголини основал в Турине автомобильную фирму Lancia.

Это предприятие, зарегистрированное 29 ноября 1906 года и обошедшееся коллегам в 50 тысяч лир, очень быстро прославилось высоким качеством продукции и её техническим совершенством. Столь стремительному развитию бизнеса способствовал богатый опыт, накопленный Винченцо за время участия в профессиональных гонках, где он неоднократно завоёвывал чемпионский титул.

Спортивная практика подкреплялась солидной инженерной подготовкой, полученной во время работы испытателем автомобилей FIAT. Самая первая модель синьора Лянча, получившая обозначение 12/24 HP, поразила сумасшедшей по тем временам частотой вращения коленчатого вала — 1800 об/мин. Среди прочих know-how, применённых на «первой ласточке» — полые, а не цельнолитые оси.

В 1911 году для удовлетворения растущего спроса производство, занимавшее небольшое помещение на пересечении Виа-Ормиа и Виа-Доницетти перемещается в более просторный комплекс на Борго-Сан-Пауло. Но каким бы технически продвинутым ни был автомобиль, а для привлечения клиентов в сентиментальной Италии ему не обойтись без яркого запоминающегося названия.

По совету брата, специализировавшегося на античной литературе, Винченцо решил использовать буквы греческого алфавита, так что вскоре после дебюта модель 12/24 HP стала именоваться Alpha. Процесс, как говорится, пошёл и в 1913-ом синьор Лянча выпускает очередной бестселлер — модель Theta, которая первой в Европе и второй в мировой практике (после Cadillac) получила электрическую систему зажигания и освещения.

Но подлинная революция произошла в 1922-ом, когда гамма Lancia пополнилась моделью Lambda, перевернувшей устоявшееся представление об автомобиле. Эта буква, принятая в технике для обозначения длины, очень удачно соответствовала концепции новой модели.

Lambda с вытянутым низким кузовом, приподнятым на больших колёсах с проволочными спицами, очень походила на поджарую борзую собаку. В сравнении с автомобилями той поры Lancia Lambda была ниже, поскольку в качестве несущей конструкции вместо громоздкой рамы использовался кузов, причём металлический, а не т. н. каретный с деревянными элементами.

Lambda была буквально нашпигована техническими «изюминками»: передняя независимая подвеска, туннель на полу кузова для коленчатого вала, V-образный 4-цилиндровый двигатель с 13-градусным углом развала блоков. Непривычно смотрелся также интегрированный в силовую конструкцию запирающийся багажник.

Продемонстрировавший свои бесспорные преимущества несущий кузов был применён на последующих моделях — Augusta (1933 г.), ставшей основоположницей семейства компактных автомобилей Lancia, и Aprilia, созданной в 1934 году при активном участии преподавателей инженерного факультета Туринского политехнического института.

Наряду с независимой подвеской всех колёс Aprilia примечательна отличной аэродинамикой — её продувка в лаборатории Pininfarina в 1970 году закончилась с результатом 0.47. Не удивительно, что Lancia Aprilia, оснащённая 1.4-литровым двигателем без труда разгонялась до 130 км/час.

Но для Винченцо модель Aprilia стала «лебединой песней». Он был свидетелем её триумфального дебюта в 1936 году на автосалонах в Лондоне и Париже, но серийное производство началось уже после его кончины вследствие инфаркта. 15 февраля 1937-го на 56-ом году жизни синьор Лянча покинул этот мир в полном рассвете творческих сил.

До Второй мировой бизнесом Lancia, образно говоря, рулила Эдель — жена Винченцо, а после войны за дело взялся их сын Джанни, вознамерившийся сделать автомобиль, способный продолжить традиции, заложенные эталонными моделями Lambda и Aprilia.

На туринском автосалоне 1950 года состоялась премьера седана Aurelia. В очередной раз новая модель с эмблемой Lancia удивила современников отличной управляемостью, обусловленной вынесенными к заднему мосту сцеплением и коробкой передач, а также безупречным исполнением. Без преувеличения можно сказать, что послевоенные автомобили Lancia не уступали по качеству моделям Rolls-Royce.

На базе седана Lancia Aurelia дизайнер Феличе Марио Боано спроектировал элегантное купе Aurelia B20 GT, которое признано основоположником нового класса спортивных автомобилей — Gran Turismo, о принадлежности к которому свидетельствует буквенное сочетание GT.

Столь почётное место в истории Aurelia B20 GT обеспечил 120-сильный 2.5-литровый двигатель V6, позволявший разгоняться до максимальных 185 км/час. Ранее агрегаты такого типа не применялись в массовом автостроении.

Не осталось в стороне кузовное ателье Pininfarina, создавшее 2-местную модель с открытым кузовом Aurelia B24 Spider.

В начале 50-х годов Lancia проявила активность в автоспорте, выиграв такие престижные гонки как Targa Florio, Panamerican Carrera, Mille Miglia. Интересно, что Винченцо, будучи профессиональным гонщиком не занимался продвижением своих автомобилей в спортивную сферу, а Джанни, напротив, отчётливо осознавал важность этого направления.

Он организовал довольно сильную команду Scuderia Lancia, которая успела удачно стартовать в Формуле-1, но в 1955 году экономическое положение Lancia резко ухудшилось и Джанни был вынужден продать перспективную команду, что называется, с потрохами — готовые гоночные автомобили, прототипы, рабочую документацию и персонал. Покупателем был никто иной как Энцо Феррари.

1955 год оказался переломным в истории Lancia. В спасении фирмы принял участие могущественный Ватикан, поддержанный несколькими банками и финансово-промышленной группой Карло Песенти. Мощное вливание капитала стабилизировало ситуацию — производство расширилось, а архитектура Турина обогатилась оригинальной башней, где разместилось новое правления Lancia.

На туринском автосалоне 1956 года украшением стенда Lancia стал роскошный седан Flaminia. В 1960-ом фирма выпустила переднеприводную модель Flavia, на которой были применены передовые технические решения: дисковые тормоза всех колёс с 2-контурной системой, травмобезопасное рулевое колесо, ремни безопасности. Неординарно для своего времени выглядел 4-цилиндровый 1.5-литровый оппозитный двигатель, на основе которого Subaru разработала свой знаменитый мотор.

Однако к середине 60-х годов Lancia, что называется, выдохлась — после кончины технического директора Антонио Фессиа портфолио фирмы значительно оскудело. Устойчиво продвигаться вперёд не помог даже охвативший Европу автомобильный бум 60-х годов.

Тем не менее Lancia продолжала держаться в значительной мере благодаря модели Fulvia, появившейся в 1963-м. За компактным седаном Fulvia последовало очень проворное купе, из которого получился отличный раллийный автомобиль, побеждавший даже в Монте-Карло.

Заводская команда Lancia под руководством Чезаре Фиорио успешно сдерживала натиск таких мощных спортивных авторитетов как Porsche и Alpine-Renault. Lancia Fulvia Coupe оказался настолько живучим, что до сих пор на дорогах Италии встречаются экземпляры в довольно приличном состоянии.

От неминуемого банкротства Lancia спас её географический сосед — FIAT, выкупивший фирму в 1969 году по символической цене — по одной лире за акцию. По-началу новый хозяин довольно бережно обращался со своим именитым подопечным — провёл модернизацию и обновление модельной гаммы, увеличил объём производства.

Однако правление туринского концерна допустило просчёт в определении стратегической линии Lancia, нацелив её на конкуренцию с Mercedes-Benz и BMW. Техническое совершенство Lancia постепенно испарялось в условиях унификации продукции, выпускаемой FIAT’ом. В итоге Lancia так и не стала полноценной соперницей немецких производителей, хотя было бы несправедливо оценивать патронаж FIAT’а как деструктивный, по крайней мере до конца 80-х годов.

Представленный в 1972 году переднеприводный хэтчбэк Beta дал богатое «потомство» — оригинальный 3-дверный универсал Beta HPE, родстер и два купе, на базе одного из которых в начале 80-х годов был создан великолепный раллийный автомобиль Lancia Rally 037. Правда репутация Lancia Beta оказалась, что называется, «подмоченной» после того, как обнаружилась её склоность к коррозии — это обстоятельство не позволило ей обосноваться на британском рынке.

В то время как бизнес Lancia в 70-х годах продвигался с переменным успехом, её спортивная слава поднялась до небес благодаря модели Stratos. Футуристический концепт-кар с таким названием, созданный мастерами Bertone, ошеломил посетителей туринского автосалона 1970 года.

Несмотря на так сказать «стратосферную» устремлённость этого дрим-кара, менеджер команды Lancia Чезаре Фиорио решил использовать его для достижения вполне приземлённой цели. В то время как спортивные автомобили создавались на основе серийных моделей, сеньор Фиорио выдвинул невиданную до того концепцию.

Он предложил спроектировать раллийный автомобиль, что называется, с чистого листа, но с использованием имеющихся в наличии агрегатов. Поскольку по правилам FIA для участия в мировом раллийном чемпионате допускались только модели, выпущенные тиражом не менее 500 штук, Lancia предстояло организовать мелкосерийное производство.

Усилиями бывшего технического директора Lamborghini Джанпаоло Даллара и ведущего дизайнера Bertone Марчело Гандини на стилистической основе концепта Stratos в 1971 году был построен первый довольно «сырой» прототип. На туринском автосалоне 1972 года 2-местный Stratos предстал в более завершённом виде — с двигателем V6 и 5-ступенчатой коробкой передач.

2.4-литровый 6-цилиндровый мотор, установленный позади сидений, являлся очень важной составляющей перспективного автомобиля. В то время Lancia располагала лишь 1.6-литровым двигателем V4, на основе которого фирма Abarth делала для FIAT’а 2-литровые модификации.

Курировавший Lancia Пьер Уго Гобатто предложил использовать мотор V6, применявшийся на Ferrari Dino 246. Поскольку эта модель уже снималась с производства и Stratos не мог вступить с ней в конкуренцию, Энцо Феррари не стал возражать против такого заимствования.

Дебют Lancia Stratos HF состоялся осенью 1972 года на ралли Tour De Corse. Экипаж Мунари-Маннучи сошёл с дистанции из-за поломки задней подвески, и по той же причине месяц спустя Stratos HF не дотянула до финиша на ралли Costa Del Sol. В апреле 1973-го Stratos HF одерживает первую победу на испанском ралли Firestone, за которой последовало второе место в гонке Targa Florio и первое в Tour de France.

Таким образом пилот Сандро Мунари, выступавший с Марио Маннучи и Жаном-Клодом Андрэ сделали успешный пролог в славной истории Lancia Stratos HF — бесподобного раллийного автомобиля, в активе которого чемпионский титул 1974, 1975 и 1976 года.

На протяжении 1972—1992 годов раллийные болиды Fulvia Coupe HF, Stratos HF, Rally 037, Delta HF AWD и Delta HF Integrale принесли Lancia одиннадцать побед в World Rally Championship!

После довольно скучных для всей империи FIAT 90-х годов, славная итальянская фирма входит во второе столетие своей истории с большими надеждами. Lancia, ведомая командой энергичных менеджеров, активно формирует свой имидж, обращаясь прежде всего к молодёжной аудитории. [info] Модель Ypsilon 2006 года была признана примой на европейском конкурсе высокой моды в Римини, а на 63-м кинофестивале в Венеции, где состоялся дебют Ypsilon, фирма выступила в роли главного спонсора, предоставившего в распоряжение гостей 32 автомобиля с очень популярной в послевоенной Европе 2-цветной окраской кузова — модели Musa, Phedra и Thesis.

Малышка New Ypsilon призвана сыграть очень важную роль в возрождении Lancia. На европейском рынке ей предстоит конкурировать в довольно насыщенном и требовательном сегменте В, так что 15 цветов кузовной эмали, 9 вариантов комбинированной окраски, 4 уровня исполнения и 6 разновидностей литых колёсных дисков не представляются излишеством. Для каждого цвета предлагается широкая гамма отделочных материалов высокого качества.

Модификация Ypsilon Silver предназначена для студенческой молодёжи, не обременённой солидным банковским счётом. Ypsilon Oro Bianco с комбинированной окраской — выбор спортивного мужчины с утончённым вкусом, а Ypsilon Oro Giallo расчитана на синьорин, учитывающих каждую деталь. Топ-модель Ypsilon Platinum должна привлечь состоятельных эстетов.

Естественно, Lancia приняла активное участие в прошедшем в ноябре этого года туринском кинофестивале. Хочется надеяться, что новое столетие Lancia проживёт в стиле «Dolce Vita», неотъемлемой частью которого она стала в середине прошлого столетия.