Журнал
Акционеры [DaimlerChrysler] готовы к бунту
Акционеры [DaimlerChrysler] готовы к бунту

Акционеры [DaimlerChrysler] готовы к бунту

«Если к третьему кварталу 2007 года Chrysler не даст прибыли, акционеры поднимут бунт» — так охарактеризовал сложившуюся ситуацию бывший президент корпорации Томас Столлкэмп. Не исключено, что они сделают эт

«Если к третьему кварталу 2007 года Chrysler не даст прибыли, акционеры поднимут бунт» — так охарактеризовал сложившуюся ситуацию бывший президент корпорации Томас Столлкэмп. Не исключено, что они сделают это значительно раньше, поскольку в прошлом году Chrysler потерял $1.4 млрд., сбыт его продукции на американском рынке сократился на 5.5% (продано 2.6 млн. автомобилей), а акции на нью-йоркской фондовой бирже не растут в цене.

Очевидно, что в образованном в 1998 году интернациональном альянсе DaimlerChrysler американское звено оказалось значительно слабее германского. Одна из главных причин столь значительной диспропорции заключается в том, что Chrysler остаётся в сильной зависимости от рынка США, где основу его производственной программы составляют пикапы, внедорожники и минивэны. Спрос на эти автомобили неуклонно снижается под давлением растущих цен на топливо.

14 февраля председатель правления DaimlerChrysler Дитер Цетше и исполнительный директор Chrysler Group Томас Ла Сорда предали гласности план 3-летней реструктуризации американской корпорации, который мировая пресса преждевременно расценила как намерение немцев избавиться от нерентабельного партнёра. Столь радикально вопрос пока не стоит, хотя запланированное сокращение имеет вполне конкретное выражение — 11 тысяч рабочих и две тысячи служащих, занятых в США.

Предполагается остановить завод в Ньюарке (штат Делавэр), где выпускаются внедорожники Dodge Durango и Chrysler Aspen, составляющие львиную долю из 100 тысяч нереализованных в прошлом году автомобилей. Другие претенденты на закрытие — завод двигателей в Детройте и предприятие в Сент-Луисе, занятое производством пикапов Dodge RAM. Но это не означает, что Chrysler намерен свернуть выпуск полноразмерного пикапа, поскольку его сборка продолжится на заводах в Уоррене (штат Мичиган) и сопредельной Мексике.

Из обнародованного доклада следует, что совместная разработка перспективных моделей (т. е. их проектирование на унифицированных платформах) и выпуск автомобилей Mercedes-Benz и Chrysler на одном и том же предприятии будут ограничены. Более того, в ближайшие годы число совместно используемых платформ сократится с 12 до 7, что позволит сэкономить примерно $4.5 млрд. Такая политика свидетельствует о готовности немцев разойтись с американцами, что называется, по полной программе.

Chrysler крайне нуждается в выходе на внешние рынки, и для решения этой стратегической задачи ему не обойтись без новых партнёров, активно действующих по другую сторону Атлантики. На роль кандидатов аналитики с Уолл-Стрита выдвигают Renault-Nissan, имеющий богатый опыт в области моделей малого и среднего формата и стремящийся на американский рынок пикапов и минивэнов.

Не исключён также союз с концерном PSA Peugeot Citroёn, также заинтересованном в возвращении на рынок США. Широкие перспективы открывает кооперация с китайскими производителями. Chrysler уже имеет соглашение с Chery Automobile Co. о производстве субкомпактной модели Dodge для продажи за пределами Китая, и подразделение Chrysler Group (China) Sales Ltd. активно занимается развитием дилерской сети.

Не исключено, что SAIC Motor — китайский партнёр General Motors и Volkswagen, а также фирма FAW проявят интерес к терпящему бедствие Chrysler. К Chrysler 300C и Mercedes-Benz E-Class, выпускаемым на совместном предприятии Beijing Benz-DaimlerChrysler Co., американская корпорация добавила импортируемый Chrysler PT Cruisers. Во второй половине текущего года на этом СП начнётся производство Chrysler Sebring и Mercedes-Benz C-класса. [info] В течение 2007-го на заводе Southeast Motor (Fujian) Motor Co. (восточная часть КНР) планируется организовать выпуск минивэнов Chrysler. В январе текущего года Mercedez-Benz и Chrysler Group продали в Китайской народной республике, соответственно, 2700 (+64% к январю 2005-го) и 1477 автомобилей (+81%).

Впрочем, надёжного партнёра можно найти не выходя за пределы отечества. Почти полгода представители Chrysler Group и General Motors вели переговоры о совместной разработке полноразмерных внедорожников, которые несмотря на тяжёлые потери всё ещё делают погоду на рынке США. В этом случае Chrysler мог бы обзавестись пока отсутствующей у него моделью, аналогичной популярным Chevrolet Suburban и Tahoe.

Кроме того американские производители обсуждали совместный проект — разработка компактной модели формата Chevrolet Aveo в южно-корейском центре GM Daewoo Auto & Technology. Конкретных договорённостей пока не достигнуто, но сотрудничество Chrysler и GM активно развивается по другим направлениям, например, в области гибридных силовых установок, где Chrysler пока отстаёт от ушедших вперёд конкурентов.