За две ударные пятилетки Китай намерен одолеть Америку

По данным Ассоциации китайских автопроизводителей (СААМ) общая прибыль (после уплаты налогов) 16 ведущих компаний КНР, полученная в первом полугодии, составила 30.2 млрд. юаней ($3.99 млрд.) — это на 66% превышает результат, достигнутый за первые шесть месяцев 2006 года. Совокупный доход этих компаний достиг 486.6 млрд. юаней, причём три ведущих автопроизводителя — First Automobile Works (FAW), Shanghai Automotive Industry Corp. (SAIC) и Dongfeng Motor Corp. получили в первом полугодии 2007-го доход в размере более 80 млрд. юаней.

В условиях усиления «ценовой войны» почти все автомобильные компании КНР (национальные и совместные предприятия) добились увеличения прибыли. Самыми результативными оказались Guangzhou Auto, South East (Fujian) Motor Co., Chery и Brilliance, у которых доход увеличился более чем в полтора раза, а у Geely, Jianghuai, Changan и SAIC доход рос менее высокими темпами. Четвёртого по рангу китайского автопроизводителя — Chery Automobile по праву можно признать «ударником коммунистического труда», поскольку в первом полугодии его прибыль увеличилась на 210.6%. Из-за падения спроса не столь успешно развивался бизнес Changhe Auto (снижение прибыли на 5. [info] 05%), Geely (-5.0%), Nanjing Automobile (Group) Corp. (-12.5%) и Hafei (-19.34%).

Подводя итоги первого полугодия, Информационный центр КНР сделал предположение, что к 2015 году, опередив США, Китай сможет стать автомобильным рынком номер один. Официальный прогноз китайского статистического ведомства на этот год — 8.6 млн. произведённых и 8.3 млн. проданных автомобилей (+17.7%), что эквивалентно 12% мирового рынка. Ожидаемый объём импорта и экспорта, соответственно, 220 и 520 тысяч автомобилей.

За прошедшие шесть лет автомобильный рынок Поднебесной удвоился. В 2003-м Китай сместил Германию с третьей позиции, а в прошлом году он опередил Японию и стал вторым по величине мировым авторынком. По ежегодному объёму продаж новых автомобилей США пока в два раза опережают Китай, но этот интервал стремительно сокращается благодаря высоким темпам (до 20% в год) развития рынка КНР. В первом полугодии модели класса А заняли 48.6% китайского рынка (54.3% в 2006-м), а автомобили более высоких классов В и С, соответственно, 18.6% (12.3% в 2000-м) и 6.5% (5.9% в 2004-м).

При этом 30% (+43.6% к уровню первой половины 2006 года) китайского рынка пришлось на автомобили национальных компаний, в то время как рост продаж моделей, выпускаемых на совместных предприятиях, составил 19.5%. Таким образом, проводится в жизнь генеральная линия партии, согласно которой надлежит развивать собственную технологическую базу с использованием передовых достижений зарубежных партнёров. Наиболее успешным в этой области является запущенный в 1997 году Pan Asia Technical Automotive Centers (PATAC), находящийся в совместной собственности (долевое участие 50/50) General Motors и Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC).

Ведущую роль в бизнесе местных производителей играют субкомпактные седаны, и для увеличения прибыли и конкурентоспособности китайские компании интенсивно осваивают модели более высокого класса. Стремительными темпами развивается рынок внедорожников, и в первом полугодии их было продано 187,600 (+46%), а в июле - 29,300 (+100.8% относительно июля 2006-го). Наибольшим спросом пользуются джипы с двигателями рабочим объёмом 2.0—2.4 литра. Бестселлерами второго летнего месяца стали Great Wall Hover, Chery Tiggo, Honda CR-V, Hyundai Tuscon и Chengfeng Liebao — на них пришлось 67% продаж всех внедорожников.

Ssang Yong Motor Company, входящая в состав Shanghai Automotive Industrial Corporation (в 2005 году 51.1% акций Ssang Yong был выкуплен у банка Cho Hung), в первом полугодии продала на китайском рынке 69,755 автомобилей (+13.2%) и получила прибыль в объёме 15.5 млрд. юаней ($16.39 млн.). В июле Ssang Yong продала в КНР 11,301 автомобиль (+74.5%), и теперь Поднебесная стала для южнокорейской компании первым по величине внешним рынком.

В течение семи месяцев текущего года Mercedes-Benz реализовал в Китае (включая Гонконг и Макао) 15,830 автомобилей (+30%). S-Class, проданный в количестве 5800 экземпляров (+53%), занимает лидирующую позицию в премиум-классе. Среди более доступных по цене бестселлеров выделяется модель Camry, выпускаемая на предприятии Guangzhou Toyota. В первом полугодии было продано 80 тысяч автомобилей, и 2007-й планируется завершить с результатом 150 тысяч. До начала производства на заводе Guangzhou Toyota модель Camry была в Китае самым популярным импортным седаном.

Ожидается, что в сентябре возобновятся переговоры между PSA Peugeot Citroen и Harbin Hafei Automobile Industry Group Co., начатые в июне и отложенные в фазе протокола о намерениях. Предполагается сооружение второго совместного предприятия (50/50) на территории КНР, поскольку производственные мощности завода, ведённого в строй в 80-х годах прошлого столетия в кооперации с Dongfeng Auto Group, полностью исчерпаны.