Журнал
За две ударные пятилетки Китай намерен одолеть Америку
За две ударные пятилетки Китай намерен одолеть Америку

За две ударные пятилетки Китай намерен одолеть Америку

По данным Ассоциации китайских автопроизводителей (СААМ) общая прибыль (после уплаты налогов) 16 ведущих компаний КНР, полученная в первом полугодии, составила 30.2 млрд. юаней ($3.99 млрд.) — это на 66% превышает

По данным Ассоциации китайских автопроизводителей (СААМ) общая прибыль (после уплаты налогов) 16 ведущих компаний КНР, полученная в первом полугодии, составила 30.2 млрд. юаней ($3.99 млрд.) — это на 66% превышает результат, достигнутый за первые шесть месяцев 2006 года. Совокупный доход этих компаний достиг 486.6 млрд. юаней, причём три ведущих автопроизводителя — First Automobile Works (FAW), Shanghai Automotive Industry Corp. (SAIC) и Dongfeng Motor Corp. получили в первом полугодии 2007-го доход в размере более 80 млрд. юаней.

В условиях усиления «ценовой войны» почти все автомобильные компании КНР (национальные и совместные предприятия) добились увеличения прибыли. Самыми результативными оказались Guangzhou Auto, South East (Fujian) Motor Co., Chery и Brilliance, у которых доход увеличился более чем в полтора раза, а у Geely, Jianghuai, Changan и SAIC доход рос менее высокими темпами. Четвёртого по рангу китайского автопроизводителя — Chery Automobile по праву можно признать «ударником коммунистического труда», поскольку в первом полугодии его прибыль увеличилась на 210.6%. Из-за падения спроса не столь успешно развивался бизнес Changhe Auto (снижение прибыли на 5. [info] 05%), Geely (-5.0%), Nanjing Automobile (Group) Corp. (-12.5%) и Hafei (-19.34%).

Подводя итоги первого полугодия, Информационный центр КНР сделал предположение, что к 2015 году, опередив США, Китай сможет стать автомобильным рынком номер один. Официальный прогноз китайского статистического ведомства на этот год — 8.6 млн. произведённых и 8.3 млн. проданных автомобилей (+17.7%), что эквивалентно 12% мирового рынка. Ожидаемый объём импорта и экспорта, соответственно, 220 и 520 тысяч автомобилей.

За прошедшие шесть лет автомобильный рынок Поднебесной удвоился. В 2003-м Китай сместил Германию с третьей позиции, а в прошлом году он опередил Японию и стал вторым по величине мировым авторынком. По ежегодному объёму продаж новых автомобилей США пока в два раза опережают Китай, но этот интервал стремительно сокращается благодаря высоким темпам (до 20% в год) развития рынка КНР. В первом полугодии модели класса А заняли 48.6% китайского рынка (54.3% в 2006-м), а автомобили более высоких классов В и С, соответственно, 18.6% (12.3% в 2000-м) и 6.5% (5.9% в 2004-м).

При этом 30% (+43.6% к уровню первой половины 2006 года) китайского рынка пришлось на автомобили национальных компаний, в то время как рост продаж моделей, выпускаемых на совместных предприятиях, составил 19.5%. Таким образом, проводится в жизнь генеральная линия партии, согласно которой надлежит развивать собственную технологическую базу с использованием передовых достижений зарубежных партнёров. Наиболее успешным в этой области является запущенный в 1997 году Pan Asia Technical Automotive Centers (PATAC), находящийся в совместной собственности (долевое участие 50/50) General Motors и Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC).

Ведущую роль в бизнесе местных производителей играют субкомпактные седаны, и для увеличения прибыли и конкурентоспособности китайские компании интенсивно осваивают модели более высокого класса. Стремительными темпами развивается рынок внедорожников, и в первом полугодии их было продано 187,600 (+46%), а в июле - 29,300 (+100.8% относительно июля 2006-го). Наибольшим спросом пользуются джипы с двигателями рабочим объёмом 2.0—2.4 литра. Бестселлерами второго летнего месяца стали Great Wall Hover, Chery Tiggo, Honda CR-V, Hyundai Tuscon и Chengfeng Liebao — на них пришлось 67% продаж всех внедорожников.

Ssang Yong Motor Company, входящая в состав Shanghai Automotive Industrial Corporation (в 2005 году 51.1% акций Ssang Yong был выкуплен у банка Cho Hung), в первом полугодии продала на китайском рынке 69,755 автомобилей (+13.2%) и получила прибыль в объёме 15.5 млрд. юаней ($16.39 млн.). В июле Ssang Yong продала в КНР 11,301 автомобиль (+74.5%), и теперь Поднебесная стала для южнокорейской компании первым по величине внешним рынком.

В течение семи месяцев текущего года Mercedes-Benz реализовал в Китае (включая Гонконг и Макао) 15,830 автомобилей (+30%). S-Class, проданный в количестве 5800 экземпляров (+53%), занимает лидирующую позицию в премиум-классе. Среди более доступных по цене бестселлеров выделяется модель Camry, выпускаемая на предприятии Guangzhou Toyota. В первом полугодии было продано 80 тысяч автомобилей, и 2007-й планируется завершить с результатом 150 тысяч. До начала производства на заводе Guangzhou Toyota модель Camry была в Китае самым популярным импортным седаном.

Ожидается, что в сентябре возобновятся переговоры между PSA Peugeot Citroen и Harbin Hafei Automobile Industry Group Co., начатые в июне и отложенные в фазе протокола о намерениях. Предполагается сооружение второго совместного предприятия (50/50) на территории КНР, поскольку производственные мощности завода, ведённого в строй в 80-х годах прошлого столетия в кооперации с Dongfeng Auto Group, полностью исчерпаны.