Журнал
От буйвола и мопеда - за руль автомобиля
От буйвола и мопеда - за руль автомобиля

От буйвола и мопеда - за руль автомобиля

В 2003 году Ратан Тата — председатель правления компании Tata Motors объявил о намерении разработать легковой автомобиль, который будет продаваться на индийском рынке за $2,200. Это заявление вызвало широкий резона

В 2003 году Ратан Тата — председатель правления компании Tata Motors объявил о намерении разработать легковой автомобиль, который будет продаваться на индийском рынке за $2,200. Это заявление вызвало широкий резонанс среди потенциальных покупателей, и в январе будущего года на авто-шоу в Нью-Дели должна состояться премьера долгожданного «народного автомобиля» Индии.

Примеру Tata Motors последовали другие национальные и зарубежные производители авто- и мототехники, выразившие желание пересадить нарождающийся индийский средний класс со скутеров, мопедов и мотоциклов на дешёвый автомобиль. 22 августа текущего года представители Toyota Motor сделали заявление о том, что в ближайшие планы компании включена модель, предназначенная для индийского рынка. Предположительно она будет унифицирована с популярной в Европе «малышкой» Yaris.

В том же направлении намерен продвигаться Volkswagen, подтвердивший заинтересованность в бурно растущем индийском рыке, где он собирается продавать миниатюрную 2-дверную модель с расположенным сзади двигателем. Есть основания полагать, что собственную версию индийского «народного автомобиля» представит Ford Motor. В апреле текущего года, находясь в Индии по поводу запуска модели Logan, Карлос Гон отметил, что возглавляемый им альянс намерен выйти на местный рынок миниатюрных автомобилей.

В июле начались переговоры между представителями Renault и Bajaj Auto — второй по величине компании, специализирующейся на мотоциклах и скутерах, относительно массовой модели с ориентировочной ценой $3 тысячи. Базирующаяся в Нью-Дели Hero Group — основной конкурент Bajaj Auto на рынке двухколёсных транспортных средств, также стремиться занять прибыльное место под горячим индийским солнцем, и в этом она рассчитывает на помощь своего давнего партнёра — Honda Motor.

В случае благополучного развития всех намеченных проектов индийский рынок двухколёсных средств передвижения (годовой объём продаж — 65 млн.) неизбежно начнёт сокращаться. Прежде всего, пострадает сегмент наиболее продвинутых моделей (35% продаж и 16% доходов), которые в ценовом отношении находятся ближе всего к автомобилям. За прошедшее полугодие основные производители двухколёсной техники констатировали снижение продаж от 6 до 13%, и многие покупатели решили воздержаться от покупки, чтобы дождаться обещанных «народных автомобилей».

Несмотря на рост благосостояния, миниатюрные модели являются самыми ходовыми на индийском рынке — они составляют 70% от продающихся за год 1.4 млн. автомобилей. Ожидается, что к 2016 году в стоимостном выражении рынок возрастёт с $34 (2006 год) до 145 млрд. За прошедшие пять лет около 100 млн. индийцев пересели с запряжённых буйволом повозок на двухколёсные средства передвижения, и теперь они не прочь стать автомобилистами. Это наиболее перспективная группа покупателей, и сегодня ей предлагается довольно пёстрый ассортимент — от скутера ценой $1,450 до бюджетного автомобиля за $4,800.

Именно на этот контингент делает ставку Tata Motors, которую совсем недавно за идею «народного автомобиля» обвиняли в волюнтаризме. Среди скептиков был Осаму Сузуки — председатель правления компании Maruti Suzuki. Однако, трезво оценив ситуацию, индийское подразделение Suzuki Motor в спешном порядке обновило свою модель с 800-кубовым моторчиком и снизило цену. [info] Делать дешёвые и работоспособные автомобили — дело непростое, и Tata Motors уже обладает опытом в этой области. Появившаяся в 1999 году модель Indica вывела её на второе место среди индийских автопроизводителей.