Журнал
Призрак революции в мировой автоиндустрии
Призрак революции в мировой автоиндустрии

Призрак революции в мировой автоиндустрии

Процесс глобализации оказывает сильное влияние на автомобильную индустрию, и в обозримом будущем в этой сфере мировой экономики назревают революционные преобразования. Как это ни странно, но в роли «революцион

Процесс глобализации оказывает сильное влияние на автомобильную индустрию, и в обозримом будущем в этой сфере мировой экономики назревают революционные преобразования. Как это ни странно, но в роли «революционеров» выступают не отраслевые транснациональные гиганты, а относительно небольшие компании. Среди них есть даже такие, которые до последней поры были весьма далеки от автомобильного производства.

Среди наиболее радикальных «революционеров» числится бывший оплот британского консерватизма - Aston Martin, перешедший недавно под контроль мощного банковского капитала из стран Аравийского полуострова. Оставшийся на своём посту исполнительный директор Ульрих Бец полагает, что для успешного развития Aston Martin необходимо перенять тактику компаний, специализирующихся на спортивных товарах и изделиях высокой моды. По сути, они контролируют только всемирно известный брэнд, имидж которого поддерживается продуманным и чётко выстроенным маркетингом (спонсорство и др.) Производство зачастую осуществляется на контрактной основе, и эта схема работает вполне успешно.

Таким образом в перспективе Aston Martin может стать своего рода «виртуальным автопроизводителем», в лучшем случае проектирующим спортивные супермодели, сборка которых будет осуществляться подрядчиком. Наиболее вероятный партнёр — фирма Porsche, где до прихода на Aston Martin главным инженером трудился доктор Бец. Для XXI столетия это вполне реальный сценарий, поскольку Porsche охотно оказывает услуги в сфере инжиниринга даже своим конкурентам.

Кстати говоря, Porsche уже оценила преимущества удалённого производства — финская Valmet Automotive выпускает модели Boxster и Cayman. На контрактной основе производятся Alfa Romeo Brera и Spider, Mitsubishi Pinin, кабриолеты Ford (на верхнем снимке - Focus Coupe-Cabriolet) и Peugeot, а также Volvo C70 и суперкар Mercedes-Benz McLaren SLR. По такой же схеме работает и канадская компания Magna International — ведущий поставщик автомобильных комплектующих. [info] На заводе Magna Steyer, расположенном в австрийском городе Грац, выпускаются BMW X3, модели Chrysler и Jeep, полноприводные автомобили Mercedes-Benz и кабриолет SAAB 9—3. В прошлом году на этом предприятии было произведено около четверти миллиона автомобилей.

После договора с АвтоВАЗом и продажи части акций Горьковскому автозаводу канадская компания намерена начать строительство своего первого в США завода. Быстро идущая в гору Magna намеревалась приобрести Chrysler, в конечном итоге доставшийся компании Cerberus, в свою очередь проявляющей интерес к Jaguar и Land Rover.

Эксперты предсказывают усиление прессинга Cerberus на профсоюз американских автостроителей (United Auto Workers — UAW), добившийся больших уступок от предпринимателей и обеспечивший рабочим высокий уровень социальной защиты. Cerberus уже проявил себя довольно жёстким переговорщиком, и в случае сопротивления со стороны UAW он может пойти на закрытие заводов Chrysler, приносящих убытки, что неминуемо отразится на автоиндустрии США в целом.