Журнал
Эти капризные 12 вольт
Эти капризные 12 вольт

Эти капризные 12 вольт

В зимних условиях эксплуатации автомобиля исправное состояние аккумуляторной батареи особенно актуально. В отличие от других элементов электрооборудования она относительно проста в обслуживании и не требует глубоких позн

В зимних условиях эксплуатации автомобиля исправное состояние аккумуляторной батареи особенно актуально. В отличие от других элементов электрооборудования она относительно проста в обслуживании и не требует глубоких познаний в области химии и электротехники. Вместе с тем аккумулятор не прощает пренебрежительного отношения и при соблюдении набора правил способен служить довольно продолжительный период.

Прежде всего, следует проводить периодический осмотр батареи — желательно не реже двух раз в месяц. Во-первых, очистите её поверхность от пыли и грязи. Осмотрите выводные штыри и наконечники. При обнаружении признаков коррозии зачистите повреждённые участки и смажьте их техническим вазелином. Следует также проверить и при необходимости прочистить вентиляционные отверстия на пробках. Вооружившись вольтметром, замерьте величину напряжения на клеммах аккумуляторной батареи при работающем двигателе. Идеальным считается диапазон от 14 до 14.7 вольта.

Если автомобиль поставлен, что называется, на прикол до прихода весны, об аккумуляторе следует позаботиться следующим образом. Снятая батарея должна быть полностью заряжена, очищена (воспользуйтесь специальной жидкостью или «дедовским» способом — содовым раствором) от внешних наслоений и тщательно протёрта. Хранить её лучше в сухом, вентилируемом помещении. Следует помнить, что чем ниже температура хранения, тем медленнее идёт процесс саморазряда. Раз в месяц измеряйте плотность электролита, и если батарея проработала более трёх лет, контроль плотности проводится чаще. [info] По окончании хранения проверяется плотность электролита, и если плотность понизилась на 0.02 г/куб. см и более надлежит зарядить батарею. Если перед установкой аккумулятора на автомобиль плотность электролита находится в норме, то и в этом случае следует дать батарее 20-30-минутный заряд током 4—5 ампер.

Новую сухозаряженную батарею перед установкой на автомобиль надлежит предварительно заполнить электролитом. Для этого можно воспользоваться готовым составом (плотность 1.4 или 1.27 г/см) или приготовленным самостоятельно при строгом соблюдении мер безопасности из концентрированной серной кислоты и дистиллированной воды. Заливать электролит в «банки» аккумулятора следует тонкой струйкой до того момента, когда его уровень поднимется на 10-15 мм выше предохранительного щитка или до нижнего уровня раструба горловины.

После этого батарея выдерживается до двух часов, чтобы пластины и сепараторы пропитались электролитом. Далее проверяется напряжение аккумулятора в ненагруженном состоянии и плотность электролита. По окончании процесса насыщения плотность и уровень электролита несколько понизятся, что вполне естественно.

В случае понижения плотности электролита более чем на 0.03 г/куб. см, а напряжения до 10—12 вольт аккумулятор нуждается в подзарядке током, численно равным 0.1 ёмкости батареи. Продолжительность заряда — до пяти часов с начальной температурой электролита не выше 27 град. Если падение плотности не превысило 0.03 г/см, а напряжение держится на уровне более 12 вольт, то батарея пригодна к использованию. Недостаточный уровень следует поднять до нормы, доливая электролит той же плотности, что и в начале заливки. После заливки электролита подзарядка является обязательной в следующих случаях:

— батарея не использовалась в течение двух суток после заливки;

— предстоящая эксплуатация будет протекать в тяжёлых условиях (низкая температура, частые пуски двигателя и пр.)

— новая батарея хранилась в сухозаряженном виде более одного года с момента выпуска.

Для продления срока службы аккумулятора следите за натяжением ремня генератора, не перегружайте бортовую сеть дополнительными потребителями электроэнергии. Избегайте ускоренных методов зарядки и следите за состоянием электролита, в который могут попасть грязь, бензин, масло. Учтите, что жизненный цикл батареи определяется количеством циклов «заряд-разряд» и степенью разрядки.

После двух последовательных длительных попыток завести двигатель при низкой температуре воздуха дайте аккумулятору передышку на 20—30 секунд. При температуре ниже −10 град. перед включением стартёра предварительно прогрейте батарею, включив фары на 10—15 секунд. Не забывайте менять моторное масло в соответствии с сезоном. Окончанием срока службы аккумулятора считается снижение ёмкости до 35—40% от номинальной, а также уменьшение продолжительности стартёрного разряда до 1.5 мин. при +25 град. Признаками выработки считаются ускоренный полный саморазряд, разброс плотности электролита между отдельными «банками», быстрое нарастание плотности электролита при зарядке.

Юрий Иванов