Журнал
Lincoln Continental
Кабриолет как лекарство от обширной язвы

Lincoln Continental

Генри Мартин Лиланд основал компанию Lincoln Motor Co. когда ему уже стукнуло 75. Мощный импульс бизнесу Лиланда дал выгодный заказ военного ведомства США на 6500 авиационных двигателей Liberty. В сентябре 1920 года на а

Генри Мартин Лиланд основал компанию Lincoln Motor Co. когда ему уже стукнуло 75. Мощный импульс бизнесу Лиланда дал выгодный заказ военного ведомства США на 6500 авиационных двигателей Liberty. В сентябре 1920 года на американском рынке появился первый автомобиль марки Lincoln, оснащённый 80-сильным двигателем V8. Однако, будучи толковым инженером, Лиланд явно просчитался как менеджер, неадекватно оценив последствия послевоенного экономического спада. К февралю 1922-го его фирма выпустила лишь 3407 автомобилей, тогда как плановый показатель на 1921 год составлял шесть тысяч.

Отчётливо осознавая угрозу неминуемого банкротства, мистер Лиланд обратился за поддержкой к своему тёзке — Генри Форду, которого он хорошо знал, хотя их отношения не относились к категории тёплых. «Автомобильный король» Америки не проявил заинтересованности к предложению коллеги. Да и зачем, в самом деле, при весьма неблагоприятной ситуации на рынке заниматься моделями, цена которых колебалась от $4600 до $6600? Ford’овская «жестянка Лизи» (модель Т) уверенно удерживала статус национального бестселлера, предлагавшегося всего за 400—700 «баксов».

Но Эдсел — сын Генри Форда всё-таки уговорил несговорчивого папашу выкупить дело Лиланда. В феврале 1922-го, Lincoln Motor Co., обошедшийся Форду в $8 млн., вошёл в состав Ford Motor Co. Вскоре оба Генри затеяли спор по поводу статуса и степени автономии Lincoln, а также порядка распределения акций. В итоге Форд подверг Лиланда своеобразному импичменту, а новым президентом Lincoln стал Эдсел. До последнего вздоха Генри Лиланд, скончавшийся в 1932-м, выяснял отношения с Генри Фордом через прессу и суд.

Тем временем дело мистера Лиланда продолжало не только жить, но и наконец-то стало побеждать. Эдсел, как говорится, раскрутил Lincoln по полной программе. В 1932 году, наряду с моделями семейства К, оснащёнными двигателем V8, появилась серия КВ (не путать с тяжёлым советским танком «Клим Ворошилов») со 150-сильным мотором V12. Примечательно, что, несмотря на весьма высокую цену ($4300—7200), по объёму продаж модели КВ немногим уступали более дешёвому семейству К.

Однако самым успешным довоенным автомобилем стал аэродинамичный Lincoln Zephyr с двигателем V12, имевшим алюминиевые головки. Благодаря этой шикарной модели Lincoln прочно утвердился на рынке престижных, но относительно недорогих легковых моделей, что позволило увеличить объём сбыта с 4 до 22 тысяч в течение 1935—36 годов.

Эдсел Форд, по свидетельству современников — изрядный эстет, рисовал в воображении автомобиль, выходящий за пределы общепринятого американского стандарта. Частенько наведываясь в Европу и посещая автомобильные выставки, он внимательно отслеживал достижения кузовостроительных фирм. В сентябре 1938-го, вернувшись из очередного вояжа, Эдсел озадачил Ford’овского дизайнера Юджина Грегори кабриолетом, выполненном в классическом европейском стиле. [info] Этот заказ носил преимущественно персональный характер — Эдсел планировал использовать будущий автомобиль в период зимнего отдыха во Флориде, где он регулярно проходил курс лечения от обширной язвы. Мистер Грегори отреагировал с большим энтузиазмом, поскольку сам трепетно относился к заокеанскому дизайну, который они с Эдселом называли «континентальным».

Первоисточником для опытного образца послужил кабриолет Lincoln Zephyr с колёсной базой 125 дюймов. Грегори сделал силуэт перспективного автомобиля длиннее и ниже, опустив подоконную линию, удалив выступающие подножки и существенно увеличив протяжённость капота и передних крыльев. Он намеревался спрятать запасное колесо в багажник, но Эдсел настоял на его наружном размещении — без каких-либо чехлов и кожухов. Форд-младший полагал, что в противном случае желанный «континентальный» облик кабриолета будет существенно подпорчен.

Механическая «начинка» осталась почти в неизменном виде, а кузовные панели, отличавшиеся от стандартных, выбили по деревянным болванам. Приборную панель заимствовали у того же Lincoln Zephyr, а рулевое колесо перекочевало с одной из серийных Ford’овских моделей. Благодаря минимальному количеству декоративных элементов облик автомобиля получился предельно лаконичным. В конце февраля 1939-го первый образец модели Continental (это название использовалось уже в ходе проектирования) был готов и в срочном порядке отправлен во Флориду.

Изящный кабриолет с отделанным кожей и замшей салоном вызвал живой интерес у состоятельных аборигенов Флориды, что доставляло Эдселу огромное удовольствие. Правда, радостное чувство он испытывал, надо полагать, только в солнечную погоду, поскольку «ахиллесовой пятой» открытого автомобиля оказался тент, защищавший от дождя не лучше дырявого зонтика. Тем не менее Форд-младший телефонировал в Детройт о собранных двух сотнях заказов, и потенциальные клиенты были готовы произвести предоплату.

Серийный образец, изготовленный на основе второго прототипа, дебютировал в октябре 1939 года на автосалоне в Нью-Йорке. Под аллигаторным капотом кабриолета размещался 120-сильный двигатель V12, заимствованный у модели Zephyr. До конца 1939 года было выпущено 25 автомобилей, и в течение 1940 модельного года его тираж достиг 350. Кабриолеты более позднего выпуска имели упрятанное в чехол запасное колесо, фонарь номерного знака и молдинг, очерчивающий нижний уровень кузова.

Несмотря на то, что в течение нескольких лет Lincoln Continental не давал прибыли, на что постоянно сетовало Ford’овское руководство, его выпуск продолжался преимущественно благодаря патронажу Эдсела. До 10 февраля 1942 года, когда Ford выдал последний автомобиль для цивильного рынка и приступил к выполнению военных заказов, Continental постоянно совершенствовался. Для увеличения плавности хода были применены удлинённые рессоры с резиновыми прокладками между листами. В стандартное оснащение вошли полуавтоматическая трансмиссия Borg-Warner и электрический привод складного верха. Модель 1942 года со 130-сильным мотором V12 имела стеклоподъёмники с пневмоприводом.

26 мая 1943 года Эдсел Форд скоропостижно скончался — полного творческих замыслов человека свела в могилу долго мучавшая язва. Эдсел был чуть ли не единственным в окружении «автомобильного короля» Америки, не боявшимся перечить авторитетному магнату. Основанная с подачи Эдсела династия роскошных автомобилей Lincoln Continental более полувека являлась символом процветания Америки. Увы, сегодня это название в модельной гамме Lincoln отсутствует, и, судя по состоянию дел компании, возрождение Continental — вопрос отдалённой перспективы.

#Lincoln #Continental