Журнал
Доверяй, но проверяй!
Доверяй, но проверяй!

Доверяй, но проверяй!

Купить иномарку всегда считалось делом престижа. С ростом доходов россиян у них появляется реальная возможность приобрести хороший зарубежный автомобиль и с каждым годом машин иностранного производства на наших улицах стано

Купить иномарку всегда считалось делом престижа. С ростом доходов россиян у них появляется реальная возможность приобрести хороший зарубежный автомобиль и с каждым годом машин иностранного производства на наших улицах становится все больше и больше. Наиболее популярный и простой путь к собственной иномарке лежит через дилеров, предлагающих подержанные машины из-за рубежа. Но прежде чем подписывать договор о приобретении машины, доставленной из-за границы, желательно удостовериться в легальности ее происхождения.

В настоящее время наиболее острой является проблема с покупкой подержанного автотранспорта. Это обуславливается тем, что формы мошенничества становятся все более изощренными и их мишенью может стать каждый из нас. Если раньше проверка на угон на посту ГАИ могла гарантировать юридическую чистоту приобретаемого авто, то теперь этого не достаточно.

Молодой предприниматель Александр К. из Твери давно мечтал приобрести BMW X5 серебристого цвета. Продал старую машину, накопил немного денег и стал искать наиболее подходящий вариант. На сайте покупки подержанных машин выбрал 5—6 авто и, взяв с собой приятеля-специалиста, отправился на авторынок в Москву. Осмотрев почти все машины, Александр отчаялся — большинство из них были либо аварийными, либо продавались через посредников. Предприниматель решил обратиться за помощью в автосалон подержанных автомобилей, где ему на месте предложили сразу несколько автомобилей, гарантируя легальность их попадания в Россию. После тщательного осмотра Александр удостоверился, что все автомобили находятся в идеальном состоянии и полностью готовы перейти в его владение: маленький пробег, сняты с учета, на транзитных номерах. После того, как хозяин автосалона предложил Александру небольшую, но приятную скидку, не было смысла затягивать с покупкой — по цене, чуть превышавшей предложения частных продавцов, автосалон предлагал практически новую машину с проверенной историей. Александр подписал договор о покупке и в течение некоторое время ключи от его мечты были в его кармане. Но прокатиться вдоволь на своем новом джипе он так и не смог.

Проблемы начались при попытке поставить автомобиль на учет в своем родном городе. При постановке на учет у сотрудников МРЭО возникли сомнения в подлинности номерных агрегатов. После проведения экспертизы оказалось, что номерные агрегаты изменены. В результате было возбуждено уголовного дела по статье 326 ч. 1 УК РФ и автомобиль стал вне закона и, скорее всего, таковым и останется. Что печальнее всего, и приятель, проверивший по просьбе Александра машину на угон, и автосалон, продавший её с гарантией законности, были совершенно правы, заверяя Александра в легальности прошлого этого автомобиля. [info] Загвоздка в том, что проверка происхождения автомобиля была проведена только в базе данных, охватывающей информацию обо всех автомобилях на территории Российской Федерации. Никто не удосужился проверить автомобиль в информационных базах Европейского Союза — а ведь он был ввезен в Россию из Бельгии. Позже выяснилось, что автомобиль подан в розыск в Италии, где он был взят на прокат. Но от покупки машины Александру отказываться было уже поздно — на договоре стояла его подпись и оплачена вся сумма авто. Владелец автосалона в частной беседе признал свою вину в проблеме Александра, но возмещать ему ущерб наотрез отказался. Несчастный покупатель подал в суд на продавца, но надежд на положительный исход дела у него практически нет, так как на момент сделки о продаже автосалон являлся добросовестным продавцом автомобиля.

Подробнее о юридическом аспекте этой парадоксальной ситуации рассказывает известный московский юрист Алексей Завгородний:

— Схема мошенничества с «клонами» следующая: в одном из государств Европы берется машина в прокате на три месяца машина. Далее перегоняется в отстойник куда ни будь по ближе к границе Литва или Польша. В Бельгии подбирается внешне подобная машина и у хозяев воруются документы. Изменить VIN дело техники, а она к слову на высоте. И вот «клон» готов к продаже. В истории с Александром есть два критических момента. Пока оплачивается прокат автомобиля, допустим в Италии или пока машины-"клоны" не пересекают границы с нормальной работой таможенных и пограничных служб, ни у кого не возникает никаких подозрений. Но стоит только изменить одному из моментов в схеме мошенничества и в любой момент, во время перепродажи, регистрации или даже в ходе обычной проверки на дорогах обман вскрывается. Когда это происходит, как в данном случаи, ничего хорошего не предвидится. Если кто-то уже купил такой «темный» автомобиль, аннулируется регистрация и автомобиль будет стоять в «огороде».

Дальнейшая судьба машины находится целиком и полностью в руках потерпевшей стороны, причем в данном случае это не Александр, как покупатель «темной» машины, а её предыдущие хозяева, то есть, собственники в Италии. Они имеют право требовать либо возврата машины, либо возмещения её стоимости. В обоих случаях, в проигравших оказывается Александр. С правовой точки зрения, получается патовая ситуация: вернуть машину или получить компенсацию нельзя, а судиться в гражданском порядке чаще всего просто не имеет смысла.

Торговля ворованными машинами уже давно превратилась в отлично налаженный бизнес и стала весьма прибыльной общероссийской и общемировой практикой. Западные розыскные агентства установили, что от 60 до 70% машин, угнанных в соседней Германии, рано или поздно объявляются в республиках Балтии или в России. В частности, Калининградская область часто служит перевалочным пунктом для перегона краденых автомобилей через республики Балтии в Россию.

Но оказывается, у Александра была возможность избежать всех этих проблем в самом начале, ещё до покупки автомобиля. По словам Шевкунова Павла Михайловича, руководителя фирмы AР-КОНТРОЛ, занимающейся проверкой легальности прошлого автомашин, доставленных в Россию из-за рубежа, подобных ошибок можно избежать, обратившись в компании, наиболее компетентных в данных вопросах. Это может сделать как банк, предоставивший лизинг под автомобиль, так и продавец или покупатель, желающий удостовериться в юридической чистоте приобретаемого автомобиля.

Комплексная экспертиза проводится по целому ряду параметров, начиная с проверки документации автомобиля и заканчивая выявлением мест ремонтных работ на отдельных деталях кузова автомобиля. Если клиента интересует только отдельный аспект в истории автомобиля, то такую направленную проверку можно осуществить, не проводя всего остального комплекса работ. Услуги специалистов компании: исследование VIN на изменение, идентификация автотранспорта и уникальная услуга — выявление мест полного или частичного перекрашивания, обновления лакокрасочного покрытия и других параметров, позволяющих определить, был ли кузов автомобиля поврежден в прошлом, даже если он выглядит идеально, пользуются наибольшим спросом уже сегодня. Ведь это позволяет будущему автовладельцу сделать выбор обдумано, с гарантией отсутствия скрытых дорогостоящих проблем.

Когда речь идет о покупке имущества стоимостью в десятки тысяч долларов, следует убедиться в качестве и состоянии покупки. Перед принятием такого важного решения желательно собрать как можно больше информации, и начать лучше всего с продавца.

Как показала практика, рассказывает директор АР-КОНТРОЛ, 37,5% проверяемых машин в России имеют проблемы с юридической чистотой. Приобретая подержанный автомобиль, стоит задуматься о его происхождении — есть риск потратить деньги впустую. Зачастую лучше проверить автомобиль на легальность, заплатив за это пару тысяч рублей, чем впоследствии потерять кровные десятки тысяч, — но уже долларов, оплачивая «труд» нечистых на руку торговцев.