Журнал
Tata Sumo
Tata Nano - 'People's car' по-индийски

Tata Sumo

Народный индийский автомобиль, о котором мечтал Ратан Тата — председатель правления Tata Group и Tata Motors наконец-то материализовался. Итогом четырёх лет напряжённого труда итальянских (проект Institute of Development in

Народный индийский автомобиль, о котором мечтал Ратан Тата — председатель правления Tata Group и Tata Motors наконец-то материализовался. Итогом четырёх лет напряжённого труда итальянских (проект Institute of Development in Automotive Engineering) и индийских инженеров стала модель Nano, представленная на 9-й выставке Auto Expo в Нью-Дели (проводится раз в два года). Забавный автомобильчик с габаритами 3.1x1.5x1.6 метра, официально заявленный как 5-местный, оснащён 2-цилиндровым 33-сильным бензиновым моторчиком, изготовленным из алюминиевого сплава, и 4-ступенчатой механической трансмиссией.

Для получения максимальной вместимости и снижения себестоимости проектировщики выбрали заднемоторную компоновку, которая после длительного забвения вновь становится привлекательной (показателен пример Volkswagen). Несмотря на меньшие размеры Tata Nano получился на 20% вместительнее Maruti 800 ($4,810) — очень популярной в Индии модели, продающейся через сбытовую сеть Suzuki. [info] Ориентировочная цена Tata Nano — 100 тысяч рупий (1,740 евро, 2,550 долларов). Для сравнения за эти деньги можно приобрести пару лёгких мотоциклов.

Однако с учётом налогов цена машинки поднимется примерно на $300, но даже в этом случае Tata Nano останется самым дешёвым серийным автомобилем на планете. Предполагается, что наряду с базовой моделью Tata предложит более дорогие (до $4 тысяч) модификации, оснащённые очень актуальным для Индии кондиционером. Но скептики сомневаются, что в условиях вероятного удорожания расходных материалов Tata сможет удержать базовую цену на заявленном уровне. Предвосхищая такой сценарий, Ратан Тата рассчитывает получить основную экономию за счёт нетрадиционной схемы продаж.

С завода в штате Бенгал автомобили будут поставляться мелким дилерам в виде комплектов (т.н кит-кар) для дальнейшей сборки и реализации. Другой очень важный источник экономии — стоимость рабочей силы, которая ниже чем в Китае и составляет в среднем $1.2 в час. Кроме того, каждый Nano сэкономит, как минимум, $300 благодаря минимальным расходам на разработку. В Европе аналогичная модель обошлась бы в $350 млн., а в Индии, где, кстати сказать, имеется немало инженеров высокой квалификации, на проектирование Nano, согласно оценке американских специалистов, было израсходовано раза в три меньше.

Прежде всего Tata Nano предназначен для индийского рынка, где ему предстоит заменить мотоцикл и мопед в качестве семейного транспортного средства. «Наблюдая, как отец усаживает более взрослого ребёнка перед собой, а мать с малышом размещаются позади, я мечтал пересадить их на доступный и безопасный автомобиль» — сказал Ратан Тата во время презентации. Что касается безопасности, то Nano в состоянии удовлетворить непритязательным индийским стандартам, и в сравнении с навьюченным мотоциклом это конечно большой прогресс.

В перспективе намечается продвижение Tata Nano в Африку, Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию и даже Европу. Однако, для вторжения в Старый Свет автомобильчик пока совершенно не готов — предельный минимум комфорта, отсутствуют ключевые элементы безопасности, а из приборов у него только спидометр, топливный датчик и контрольная лампа давления масла. Но эксперты полагают, что Nano, доведённый, как говорится, до нужной кондиции (ориентировочная цена $6 тыс.) cможет найти свою нишу на европейском рынке. Принимая во внимание намерение Tata приобрести Jaguar и Land Rover, эти планы не выглядят фантастикой.

Наряду с крошечным «народным автомобилем» на автосалоне в Нью-Дели Tata представила солидный внедорожник Sumo Grande, который поступит в продажу уже в январе 2008 года. Автомобиль отличается увеличенной до 2550 мм колёсной базой, хотя ранее для своих джипов Tata использовала шасси с 2400-миллиметровой базой. Sumo Grande, имеющий три ряда сидений, оснащён 2.2-литровым дизельным двигателем с непосредственным впрыском и турбонаддувом.

#Tata #Sumo