Журнал
В погоне за звуком (1)
В погоне за звуком (1)

В погоне за звуком (1)

17 декабря 1979 года 36-летний Стэн Баррет впервые в истории преодолел звуковой барьер скорости на автомобиле. Результат, показанный его реактивным болидом Budwiser Rocket, — 1190,377 км/час. Насколько далека цивил

17 декабря 1979 года 36-летний Стэн Баррет впервые в истории преодолел звуковой барьер скорости на автомобиле. Результат, показанный его реактивным болидом Budwiser Rocket, — 1190,377 км/час. Насколько далека цивилизация от максимального предела скорости, да и существует ли он вообще? Динамичный и безумный XX век не дал ответа на этот вопрос, но он блестяще показал, что для людей, одержимых скоростью, нет преград на земле, в небесах и на море...

1 апреля 1899 года бельгиец Камиль Женатци выкатил на специально подготовленную трассу во французском городе Ашер диковинный аппарат — электромобиль под названием La Jamais Contente, то есть «Всегда недовольный». На облегчённое шасси конструктор установил похожий на торпеду отполированный кузов, выполненный из сплава алюминия с вольфрамом. Аккумуляторные батареи размещались внутри кузова и у задней оси.

В тот день бельгийскому «самоделкину» не хватило выдержки — он рванул с места ещё до того, как арбитры включили приборы. 29 апреля одержимый покоритель скорости вновь вышел на старт, и в этот день судьба одарила его бессмертием. Пройдя второй километр с результатом 105,876 км/час, «Всегда недовольный» первым на планете преодолел 100-километровый барьер скорости, а Камиль Женатци принёс Бельгии не меньшую славу, чем его знаменитый соотечественник Эркюль Пуаро.

Среди претендентов на лавры рекордсменов было немало приверженцев паровой тяги, которая на заре автомобилизации рассматривалась как вполне реальная альтернатива двигателю внутреннего сгорания. В США эту идею широко пропагандировали братья-близнецы Фриленд и Френсис Стэнли, выпускавшие паровые «самоходы» собственной разработки. 23 января 1906 года они привезли свой новый паровичок Rocket на песчаный пляж в Дейтона-Бич (штат Флорида), где собрались известные экипажи для взятия очередного скоростного барьера — 200 км/час.

Из многотысячной толпы собравшихся болельщиков в адрес Фриленда и Френсиса доносились язвительные реплики: «Куда вам угнаться за бензиновыми монстрами! Отправляйтесь-ка лучше в музей — там ваше законное место!». Но братишки невозмутимо, что называется, гнули свою линию, подбадривая на старте Фреда Мариотта — фирменного гонщика и одновременно главу производственного отдела.

В ходе трёхдневных соревнований аэродинамически совершенный Rocket, оснащённый 150-сильной паровой установкой, стал обладателем очередного рекорда — 205,443 км/час. Правда, это достижение было квалифицировано как национальный рекорд США, а международная автомобильная федерация FIA зачла лишь результат 195,640 км/час, зафиксированный на километровом отрезке в пределах отмеренной мили. Лишь в 1909 году американский рекорд Мариотта получил статус мирового.

Родоначальником нового направления в эволюции рекордных автомобилей стал Sunbeam, созданный британскими инженерами под руководством Луи Коателена. Продувка в аэродинамической трубе обеспечила алюминиевому кузову невероятный по тем временам коэффициент Cd. [info] В боковой проекции Sunbeam, иронично прозванный «улиткой», напоминал крыло самолёта, но на этом родство с авиацией не заканчивалось. В передней и задней частях автомобиля размещались 12-цилиндровые авиамоторы, между которыми, в центральном кокпите, находилась пилотская кабина.

29 марта английская «улитка» под управлением Генри Сигрева оглушила рёвом своих 500-сильных двигателей 30 тысяч зрителей, собравшихся на трассе в Дейтона-Бич. Покрыв дистанцию в одну милю (1,609 км), гонщик начал тормозить, но болид, не повинуясь воле пилота, продолжал стремительно двигаться вперёд. За доли секунды Генри предстояло принять решение, куда направить «взбунтовавшийся» автомобиль для погашения скорости.

Водную среду он счёл более предпочтительной, чем песчаные дюны. Слава Богу, всё закончилось благополучно, и подоспевшие механики выкатили «улитку» на сушу. После технического обслуживания Sunbeam стартовал в обратном направлении и с ошеломляющим результатом — 327,959 км/час первым преодолел 300-километровый рубеж скорости на земле...

Продолжение следует...

Василий Леонтьев