Журнал
Прослушаем мотор
Прослушаем мотор

Прослушаем мотор

В самом деле, что может быть приятнее — мчать на исправном и отрегулированном автомобиле. Тем не менее, периодически таинственные звуки неизвестного происхождения вызывают тревогу и озабоченность. Несмотря на 

В самом деле, что может быть приятнее — мчать на исправном и отрегулированном автомобиле. Тем не менее, периодически таинственные звуки неизвестного происхождения вызывают тревогу и озабоченность. Несмотря на широкое разнообразие аномальных шумов, их можно классифицировать по источникам возникновения, что позволяет определить причину неисправности.

Нередко приходится слышать пронзительный визг, проистекающий из подкапотного пространства. Его тональность отчётливо меняется в соответствии с числом оборотов коленчатого вала. Так заявляет о себе приводной ремень (возможно, один из нескольких), обеспечивающий работу насоса системы охлаждения, генератора и пр. В этом случае необходимо проверить его натяжение и общее состояние. При засаливании (попадание масла, грязи) ремень проскальзывает на шкиве, издавая пронзительный визг. Наилучший выход — замена ремня.

Случается так, что работающий двигатель издаёт звук перекатывающихся металлических шариков, сопровождающийся лёгким посвистыванием. Это верный признак нарушения процесса сгорания рабочей смеси, причиной чему может быть топливо с октановым числом ниже рекомендованного — весьма типичная для российских автомобилистов ситуация. Поскольку ручной октан-корректор, регулирующий момент зажигания, ушёл в прошлое вместе с контактной системой зажигания, придётся более тщательно выбирать заправочную станцию. [info] При этом лучше не дожидаться, пока двигетель выработает все "плохое" топливо. Заверните на другую заправку и залейте хоть полбака бензина с максимальным октановым числом.

Не исключено, что причина кроется в отложениях на стенках камеры сгорания. Эта проблема решается с помощью очистителей топливной системы, представленных в широком ассортименте. Однако если лёгкое шумовое сопровождение проявляется только при энергичном разгоне или на подъёме, для беспокойства нет причин. Но в случае, когда несмотря на использование кондиционного топлива подобный звук становится постоянным спутником, придётся отправляться на диагностику.

Возникновение ритмичного постукивания, частота которого возрастает по мере увеличения оборотов, может свидетельствовать о нарушении регулировок клапанного механизма или низком уровне масла. Начинать проще с проверки уровня масла. Остановите двигатель, выньте щуп и посмотрите. Если масла достаточно, необходимо отрегулировать тепловые зазоры в приводе клапанов. Скорее всего, эти мероприятия устранят злополучный стук.

Традиционным индикатором разгерметизации любой герметичной системы является «змеиное» шипение. Наиболее распространённая причина — ослабление хомутов, что вызывает подсос воздуха (например, в усилителе тормозов). При этом мотор работает с перебоями. Вполне вероятно, что от высокой температуры или излома на шланге образовалась трещина. Конечно, такой трубопровод необходимо поменять. Если дело в ослабшем хомуте, надо его подтянуть.

Услышав предательское шипение, не забудьте проверить крепление выпускного коллектора к головке блока цилиндров — в этом месте двигатель часто подсасывает воздух. Когда из утробы двигателя доносятся тяжёлые отчётливые удары, нет сомнения, что детали кривошипно-шатунного механизма крайне изношены. Лечится капитальным ремонтом силового агрегата. Как временная мера подойдет специальная присадка в масло, которую вы тоже можете найти в автомагазинах.

Шум, напоминающий ружейные выстрелы, может раздаваться из выхлопной трубы. Так проявляют себя сбои в системе газораспределения и зажигания (например, неисправные свечи). Характерные прострелы могут свидетельствовать, что в момент воспламенения рабочей смеси один из клапанов остаётся открытым.

Юрий Иванов