Журнал
Hyundai
Hyundai и Kia в «ежовых рукавицах» южнокорейских чучхэ

Hyundai

C 2000 года сбыт легковых автомобилей Hyundai Motor America в Соединённых Штатах возрос почти в два раза, и в 2007-м он достиг 467 тысяч. Примерно такими же темпами североамериканский рынок осваивает компания Kia, контролируе

C 2000 года сбыт легковых автомобилей Hyundai в Соединённых Штатах возрос почти в два раза, и в 2007-м он достиг 467 тысяч. Примерно такими же темпами североамериканский рынок осваивает компания Kia, контролируемая Hyundai. Однако высокая результативность южнокорейских автопроизводителей в Новом Свете пока не дотягивает до плановых показателей. Так, в прошлом году Kia намеревалась реализовать в США 350 тысяч автомобилей, но итог оказался на 13% ниже — 305 тысяч в абсолютном выражении. В 2008-м в штате Джорджия состоится пуск завода Kia, который должен обеспечить компании ежегодный сбыт на американском рынке в объёме 370 тысяч. В прошлом году совокупный доход Hyundai и Kia от операций на мировом рынке составил 63.5 млрд. долларов, что на 7% выше результата 2006-го.  

По мнению экспертов южнокорейские автомобильные «драконы» могли бы достичь большего успеха в случае отказа от авторитарной системы управления, которая базируется на принципах конфуцианства и сопровождается частой сменой топ-менеджеров. В течение минувшей пятилетки проведено четыре замены в составе руководящего персонала Hyundai, и за последние три года у Kia Motors America четыре раза обновлялось высшее звено управления. 8 февраля были сняты с постов президент Лен Хант и вице-президент по маркетингу Иоанн Бивис. Примечательно, что уведомление об отставке эти джентльмены получили в аэропорту, когда они вылетали из Ирвина в Сан-Франциско на ежегодную встречу дилеров Kia Motors America.

Американских менеджеров шокирует корпоративная культура Hyundai и Kia, в которой культивируются элементы феодального строя — беспрекословное подчинение «верховному главнокомандующему», базирующемуся на Корейском полуострове, и нетерпимость к критике на всех уровнях управления. Кроме того, сдерживающим эффективность фактором аналитики признают ориентацию на производственные возможности, в то время как западная модель построения бизнеса предполагает ставку на запрос рынка. Как следствие, на площадке готовой продукции в Монтгомери (штат Алабама) скопилось около 32 тысяч Hyundai Sonata, невостребованных дилерами.

Для оперативного управления своими американскими подразделениями Hyundai и Kia используют координаторов, которые при обсуждении ключевых вопросов нередко оказывают давление на топ-менеджеров, получая указания из Сеула и выступая в роли переводчиков. Японские компании, действующие в Соединённых Штатах, применяют аналогичный подход, но в этом случае координаторы оказывают только консультационную помощь, а американским менеджерам предоставлена полная свобода действий при выработке стратегических решений.

В феврале текущего года Hyundai Motor America, располагающая 780 дилерами, продала 31,090 автомобилей, что на 11% хуже результата февраля 2007-го. Неудача на рынке, вполне естественная в условиях рецессии, компенсирована признанием Hyundai Elantra SE ($18,000) и Hyundai Santa Fe ($22,000 — $31,000) лучшими автомобилями в рейтинге журнала для потребителей Consumer Report. Первый одержал победу в категории компактных седанов (топливная экономичность, ходовые характеристики, комфорт, оснащение), а второй стал победителем среди внедорожников среднего формата (вместительный салон, высокое качество отделки, отличный двигатель, третий ряд сидений как опция).

Результат Hyundai Motor America в феврале 2008 года (левая колонка) в сравнении с февралём 2007-го:

  • Accent 3,335  2,408 
  • Sonata 8,538  12,137 
  • Elantra 6,750  6,128 
  • Tiburon 639  879 
  • Santa Fe 6,003  7,134 
  • Azera 1,641  1,784 
  • Tucson 2,213  2,943 
  • Entourage 547  1,087 
  • Veracruz 1,424  —

Волюнтаризм в отношении рынка дал печальный результат - в прошлом году было реализовано всего 5,500 Kia Amanti (дебютировал в 2005-м), хотя ежегодно планировалось продавать 20 тысяч седанов]В Старом Свете наиболее титулованной моделью Kia оказалась Cee’d, победившая во многих сравнительных тестах, где ей противостояли модели Auris, Astra, Golf, Bravo, Megane, C4 и Civic. Разработанная специально для европейского рынка (сегмент С) и выпускаемая в Словакии, Cee’d признана «Семейным автомобилем года» в Швеции, «Автомобилем года» (по различным номинациям) в Бельгии, Греции, Польше, Румынии, Литве и на Канарских островах.

5-дверный Kia Cee’d стал лучшим хэтчбэком в Великобритании и Дании, причём столь же высоко датские журналисты оценили спортивный универсал. Голландский журнал Autoweek присудил Kia Cee’d главный приз за технологическое совершенство. Большое влияние на рост имиджа Kia оказало тестирование по методике EuroNCAP, в котором Cee’d получил высшую оценку — пять «звёзд».

#Hyundai
Юрий Иванов