Журнал
В погоне за звуком (2)
В погоне за звуком (2)

В погоне за звуком (2)

В 1965 году молодые сотрудники Иллинойского технологического института Дик Келлер и Рэй Даусман приступили к постройке рекордного болида с ракетным двигателем. Поскольку топливом для ракетного двигателя служила смесь сжиженно

В 1965 году молодые сотрудники Иллинойского технологического института Дик Келлер и Рэй Даусман приступили к постройке рекордного болида с ракетным двигателем. Поскольку топливом служила смесь сжиженного (температура минус 160 градусов) природного газа и перекиси водорода, Келлер обратился к руководству компании American Gas Association (AGA) с предложением стать главным спонсором. К тому времени AGA активно выступала за использование газа на автотранспорте, поэтому бизнес охотно откликнулся на призыв энтузиастов.

Рассматривая автомобиль-ракету как эффектную рекламу, AGA «отстегнула» полмиллиона долларов — огромную сумму по меркам 60-х годов. [info] Примеру газовиков последовал гигант шинной промышленности — Goodyear, занявшийся проектированием покрышек, рассчитанных на скорость до 1500 км/час. Рекордный аппарат, получивший название «The Blue Flame» («Голубое пламя» — символ горящего газа), создавался специалистами широкого профиля из разных институтов, исследовательских центров и фирм. Можно сказать, что «The Blue Flame» — это своего рода ударная стройка Америки, в которую была вовлечена наиболее продвинутая в технической области молодёжь.

Пилотом сухопутной ракеты стал 30-летний профессиональный гонщик Гарри Габелич, проходивший подготовку в рамках «лунной программы» NASA. Первый пуск жидкостно-реактивного двигателя, представлявшего собой уменьшенную копию силовой установки, применявшейся на носителе «Apollo», состоялся в июле, а в сентябре начались пробные заезды. Наращивая темп, Габелич достиг скорости 893 км/час, а чуть позже несостоявшийся астронавт преодолел 1000-километровый рубеж скорости на суше.

7 октября 1970 года на Бонневильском солончаковом плато «The Blue Flame» показал среднюю скорость 1,001,671 км/час (дистанция в одну милю), а на километровом отрезке — 1,014,294 км/час. Бесстрашный Гарри, управлявший 11.64-метровым алюминиевым снарядом весом 2950 кг, приблизился к сверхзвуковому барьеру, но одолеть его не смог. Reaction Dynamics Corp., создавшая ракетный двигатель, заявила, что «The Blue Flame» не вышел на сверхзвук из-за ограниченных возможностей покрышек, и Goodyear, естественно, не согласился с таким заключением.

Абсолютный рекорд Гарри Габелич продержался 13 лет, и 4 октября 1983 года в пустыне штата Невада англичанин Ричард Ноубл, пилотировавший болид «Thrust 2», показал результат 1,019,44 км/час, зафиксированный представителями международной автомобильной федерации FIA. Наряду с зарегистрированными достижениями в активе покорителей скорости на суше есть немало неофициальных рекордов. Один из таких принадлежит Стэну Баррету, который сочетал каскадёрскую работу с испытаниями спасательных систем для ВВС США.

8 декабря 1976 года на дне высохшего озера в штате Орегон прошло успешное тестирование автомобиля с реактивным двигателем. 47-летнему голливудскому каскадёру Хэлу Нидхэму удалось разогнать этот «снаряд» до скорости 997,8 км/час, а очаровательная 28-летняя Кити О’Нейл — дочь ирландского иммигранта и индеанки из племени чироки установила абсолютный женский рекорд — 843,323 км/час. Окрылённый успехом конструкторский коллектив под руководством Билла Фредерика начала проектирование нового аппарата для атаки на сверхзвуковой барьер. Финансирование осуществляла пивная компания Budweiser, что предопределило ярко-красную окраску автомобиля и соответствующую рекламную атрибутику.

Хэл Нидхэм, инвестировавший в «пивную ракету» нажитые непосильным трудом $480 тыс., являлся её фактическим владельцем. Но от пилотирования «Budweiser Rocket» Хэл воздержался, поскольку не был уверен в способности выдержать шестикратные перегрузки при ускорении. Ничего удивительного — 45 переломов на протяжении 25-летней карьеры не проходят бесследно, и место пилота занял Стэн Баррет. Дебют «Budweiser Rocket», оснащённого двумя реактивными двигателями суммарной тягой 14.7 т, состоялся 2 сентября 1979 года на Бонневильском плато.

Однако из-за неудовлетворительного состояния покрытия заезды пришлось прекратить, и в декабре штурм сверхзвукового барьера продолжился. Теперь Баррет гонял «пивную ракету» по высохшей части озера Роджерс неподалёку калифорнийской базы ВВС. С учётом высоты озера над уровнем моря сверхзвуковой барьер составлял здесь 1,177 км/час. Результат Баррета стабильно улучшался: 1,034, 1,084 км/час, и 17 декабря Стэн стал обладателем нового мирового рекорда — 1,190,377 км/час, который FIA не зарегистрировала, поскольку Баррет не выполнил обязательное условие — пройти дистанцию в обратном направлении...

Василий Леонтьев