Журнал
Биодизель - спутник общепита
Биодизель - спутник общепита

Биодизель - спутник общепита

В марте текущего года исполнилось 150 лет со дня рождения Рудольфа Дизеля, и величайшее изобретение этого парижанина (французы наряду с немцами по праву считают его своим национальным достоянием) становится всё более акт

В марте текущего года исполнилось 150 лет со дня рождения Рудольфа Дизеля, и величайшее изобретение этого парижанина (французы наряду с немцами по праву считают его своим национальным достоянием) становится всё более актуальным в условиях стремительного роста цен на «чёрное золото». Первые экспериментальные установки Дизеля, работавшие на угольной пыли и отличавшиеся высокой степенью сжатия, из-за колоссального перегрева чуть не угробили своего создателя.

Двигатель с водяным охлаждением, тестировавшийся в 1897 году и развивший мощность 18 л. с., работал на керосине, а мотор, получивший гран-при на парижской выставке 1900 года, потреблял ореховое масло. Таким образом, наряду с двигателем нового типа, который по эффективности превзошёл паровую машину и мотор Николауса Отто с воспламенением от электрической искры, доктор Дизель успешно продемонстрировал потенциал биологических видов топлива ещё в начале XX века.

Среди используемых сегодня альтернативных видов автомобильного горючего весьма перспективным представляется биодизель. Исходным сырьём для его промышленного производства является соевое (преимущественно в Соединённых Штатах) и рапсовое масло (Европа). Относительно несложная технология позволяет получать биодизельное топливо даже в домашних условиях путём перегонки растительного масла, использованного в пищевом производстве.

В Америке эта форма автомобильного «самогоноварения» приобрела особую популярность, а основным поставщиком сырья являются заведения fast-food, готовые избавляться от огромных объёмов растительного масла на безвозмездной основе. Необходимые для перегонки реактивы имеются в свободной продаже, а сам процесс не требует глубоких знаний в области химии, так что при соблюдении элементарных мер предосторожности он совершенно безопасен. Примечательно, что в процессе сжигания биодизельное топливо легко распознаётся по характерному запаху, будь то кунжутное или арахисовое масло.

В Соединённых Штатах действует стандарт ASTM, определяющий основные параметры биодизельного топлива — вязкость и содержание серы. В зависимости от концентрации биодизель может быть «чистым» (смесь В100) или смешанным в различных пропорциях с традиционной соляркой. Наибольшее распространение в США получили смесь В20 (биодизель — 20%) и В5 (солярка — 95%). Подавляющее большинство специализированных заправочных станций (по данным министерства энергетики их более 430) продают смеси с невысоким содержанием биодизельного компонента.

Однако сеть станций пока слишком скромна, что существенно сдерживает распространение этого вида топлива. Например, в Калифорнии владельцам автомобилей, оснащённых дизельными двигателями, предоставляют услуги около трёх тысяч заправочных пунктов, а биодизель отпускают всего лишь 37. В 2006 году галлон (3.785 л) дизельного топлива стоил в США $2. [info] 56, а «чистый» биодизель обходился американскому автомобилисту в $3.23. За прошедшее время разница в цене сократилась, а в отдельных случаях, когда используется местное сырьё (преимущественно в районах сельскохозяйственного производства) «биологическая самогонка» получается дешевле.

Согласно исследованиям Национального агенства по защите окружающей среды (EPA) основным преимуществом биодизеля перед дизелем является более низкий выброс углеводорода (на 60%), окиси углерода и несгоревших твёрдых частиц (на 40%). Кроме того, при хранении, заправке и в отработанном виде биодизельное горючее выделяет меньше токсичных веществ, оказывающих пагубное влияние (включая онкологические заболевания) на здоровье человека.

По степени воздействия на окружающую среду пролившееся биотопливо не опаснее поваренной соли. Как выяснилось, биодизель с низкой концентрацией (смесь В5) способствует улучшению смазки трущихся деталей и топливной системы, что, соответственно, увеличивает срок службы двигателя. Именно это свойство, а также лёгкое смешивание биодизеля и солярки в топливном баке сподвигло многих автопроизводителей сертифицировать В5 для применения на моделях, продающихся на американском рынке.

Естественно, у биодизеля, как у медали, есть оборотная сторона. Специалисты калифорнийского университета пришли к заключению, что топливо, выработанное из соевого масла, наносит больше ущерба окружающей среде, чем обычная солярка. При созревании этой культуры образуется окись азота, а исследования EPA показали, что при сгорании смеси В100 в атмосферу выделяется окиси азота на 10% больше, чем в случае с традиционным дизельным топливом.

Правда, не всегда окись азота становится источником смога, борьба с которым является серьёзной проблемой больших городов. На данный процесс оказывает влияние солнечное излучение и органические вещества, присутствующие в атмосфере. Наверняка, прогресс в области контроля NOx на автомобильных двигателях позволит компенсировать негативное воздействие биодизеля, но человечество уже столкнулось с новой проблемой — распространение альтернативных видов топлива привело к значительному росту цен на мировом продовольственном рынке.

Игорь Васильев