Журнал
Tata Nano
Дешёвый автомобиль - дорогое удовольствие

Tata Nano

Яйцевидный Tata Nano, взбудораживший автомобильный мир в октябре прошлого года, не вписывается в заявленную цену ($2500), и это, естественно, вызывает озабоченность у потенциальных покупателей, размечтавшихся о дешёвом с

Яйцевидный Tata Nano, взбудораживший автомобильный мир в октябре прошлого года, не вписывается в заявленную цену ($2500), и это, естественно, вызывает озабоченность у потенциальных покупателей, размечтавшихся о дешёвом семейном автомобильчике. С налогами и страховкой цена базовой модификации Nano переваливает за три тысячи долларов. Добавив к этой сумме 500 «баксов», индус может обзавестись подержанным автомобилем с более мощным двигателем и кондиционером, который планировался для Nano только в качестве опции.

Tata Motors, наряду с другими автопроизводителями, стал заложником стремительного роста цен на сырьё, прежде всего, стальной прокат. Положение осложняется тем, что в Индии металл дорожает более высокими темпами, чем в индустриально развитом мире. С января текущего года, когда на автосалоне в Дели состоялась официальная премьера Tata Nano, цена тонны горячего проката в Индии возросла на 42%. Максимальное упрощение комплектации Nano привело к тому, что доля сырья и материалов в себестоимости машинки оказалась довольно высокой.

В издержках производства среднестатистического американского автомобиля металл, пластик, стекло, резина и другие расходные материалы составляют сегодня около 7% — это примерно $1600, хотя пять лет назад издержки составляли $800. Проектирование Nano началось в 2003 году, и за прошедшее время удельный вес сырья в стоимости индийского «народного автомобиля» возрос с 13 до 23%. Сравнение Tata Nano с легендарным Ford T оказалось несостоятельным, поскольку дешевизну «жестянки Лизи», поставившей Америку на колёса, обеспечило, прежде всего, массовое производство.

Эксперты полагают, что для достижения рентабельности объём выпуска Nano должен быть увеличен не менее чем в полтора раза относительно запланированных 250 тысяч в год. Наиболее пессимистически настроенные аналитики приближаются в своих оценках к отметке 500. [info] 000. Как известно, беда не приходит одна, и после проливных дождей заводу Tata Motors в штате Восточный Бенгал срочно потребовались дополнительные инвестиции. Стоимость проекта, запущенного в 2006 году, уже в два раза превысила расчётный показатель, и, судя по всему, выделенных $470 миллионов уже не хватает для завершения работ.

Немало хлопот доставили местные крестьяне, взбунтовавшиеся против конфискации земли государством для возведения автозавода. Народный гнев вынуждает Tata Motors перенести производство Nano на завод в город Пуна (штат Махараштра), где ведётся сборка модели Indica. В этом случае цена Nano, скорее всего, станет ещё выше, и для его удешевления планируется использовать облегчённый металл и внедрить поставку дилерам в виде комплектов для последующей сборки.

Правление компании пока воздерживается от комментариев относительно переноса производства, но отмечает, что первая партия Nano будет готова к середине сентября. Для председателя правления Ратана Тата и его команды это лето выдалось чрезвычайно напряжённым. Второй квартал Tata Motors закончил с почти 30-процентным снижением прибыли — за последние пять лет это самые неудачные три месяца. Большую пробоину в бюджете ($2.3 млрд.) сделала покупка Land Rover и Jaguar, но интеграция британских брэндов в структуру индийского гиганта представляется не столь болезненной, как вывод на рынок «карапуза» Nano.

#Tata #Nano
Михаил Титов