Журнал
Секретный пропуск в запретный центр
Секретный пропуск в запретный центр

Секретный пропуск в запретный центр

С 25 сентября 2008 года в Москве вводится запрет на въезд в центр города грузовых машин экологического класса ниже Euro 2. С этого дня, по сообщению департамента транспорта и связи, перемещение внутри ТТК станет возможно для них лишь при наличии спец

С 25 сентября 2008 года в Москве вводится запрет на въезд в центр города грузовых машин экологического класса ниже Euro 2. С этого дня, по сообщению департамента транспорта и связи, перемещение внутри ТТК станет возможно для них лишь при наличии специального сертификата экологического соответствия. На легковой транспорт данная мера пока не распространяется. Но только пока. Поэтому ГЗР решила выяснить, где и как можно получить этот сертификат. Задачка оказалась не из простых.

По кругу

Хотя до даты «Х» остается менее двух месяцев, представления о порядке идентификации автомобилей на соответствие Euro 2 у чиновников, видимо, довольно смутные. Во всяком случае, в пресс-службе Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, на который и возложена эта миссия, сказать чтото конкретное по данному вопросу затруднились, переадресовав нас на «горячую линию». Некоторое время назад она была открыта специально для того, чтобы информировать грузои пассажироперевозчиков о процедуре сертификации, а ее телефон с этой благой целью публиковался во многих СМИ. Здесь нам сообщили, что для подтверждения экологического класса автомобиля, не имеющего отметки в ПТС, владельцы должны обращаться в автономную некоммерческую организацию (АНО) «Московский экологический регистр», одну из структур департамента природопользования. Стоимость идентификации на соответствие Euro 2 составит ориентировочно 4000 рублей. [info] После получения в АНО документов установленного образца ГИБДД вносит соответствующие коррективы в паспорт транспортного средства. Если автомобиль с двигателем Euro 2 прошел переоснащение с конструктивным изменением деталей и узлов, для получения сертификата ему необходимо пройти стендовые испытания, что обойдется в очень круглую сумму. За более детальной информацией на «горячей линии» посоветовали обратиться непосредственно в «Московский экологический регистр», опять-таки по специальному телефону. Однако, как это ни удивительно, о готовящихся нововведениях тут знали еще меньше. Сославшись на временное отсутствие какой-либо конкретики, в частности, регламентирующего процедуру распоряжения, в АНО порекомендовали обращаться за разъяснениями… в пресс-службу департамента. Круг замкнулся.

Неправильные органы

Куда более осведомленными оказались независимые источники в лице председателя Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александра Котова.

– В контрольно-разрешительном отделе (КРО) ГИБДД мне дали список из 19 организаций – так называемых органов сертификации, с которыми правительство Москвы якобы заключило соглашениео том, что они будут аттестовывать автомобили на принадлежность к Euro 2, – рассказывает он. – Все эти компании мы пунктуально обзвонили. Около половины из них, судя по указанным в списке контактам, просто не существует – они либо переехали, либо сменили номера телефонов. Остальные иметь дело с сертификацией грузовиков отказываются принципиально, справедливо считая ее незаконной, поскольку в стране с 2008 года действуют стандарты Euro 3. Мало того, саму возможность проведения этой процедуры с ними никто не согласовывал.

В итоге нашлась лишь одна организация – некое ООО «Тест-Групп», – где радостно оказывают данную услугу за 9000 рублей. Чтобы пройти здесь аттестацию, клиенту предлагают самостоятельно отправиться на сервис, провести замеры на содержание примесей в выхлопе, а затем принести оттуда справку, подтверждающую соответствие его машины классу не ниже Euro 2. При этом документ, который на основании этой справки получит владелец, вряд ли устроит ГИБДД. И в данном случае в чем-то винить ее сотрудников сложно. В отсутствие официально утвержденных идентификационных органов и установленного общепринятого образца сертификата принять последний в автоинспекции просто не могут. На сегодняшний день у КРО твердая установка: есть отметка о принадлежности к Euro 2 в ПТС (а проставлять ее начали лишь в прошлом году) – выдаем пропуск на проезд в зону с ограниченным движением, нет – делаем в пропуске запись, согласно которой он действителен только до 25.09.08…

Экологи молчат

О том, что московское правительство абсолютно не готово к введению запрета на передвижение неэкологичных грузовиков по центру, свидетельствует и другой факт. Во второй половине июня в столичном департаменте транспорта проводилось совещание с участием представителей ГИБДД, автобусных парков, крупных компанийгрузоперевозчиков, общественных организаций и непосредственно самого департамента, у которых было множество вопросов по Euro 2 к экологам. Но именно их собравшиеся не дождались, хотя, разумеется, эти уважаемые специалисты приглашались туда в первую очередь.

Чтобы проинформировать всех страждущих о предстоящем нововведении в подробностях, «ответчики'BB из департамента природопользования пообещали собрать совещание как-нибудь в другой день. А поскольку этот другой день до сих пор так и не настал, вывод напрашивается один: относительно подробностей экологи, очевидно, и сами не в курсе.

Следует добавить, что грешит не только организационная часть грядущих «запретно-въездных» мероприятий – под большим вопросом сама их законность.

Небезызвестное постановление № 834 от 25 сентября 2007 г., согласно которому они будут введены, находится в явном противоречии с Конституцией РФ, которая запрещает создавать препятствия для перемещения товаров и услуг на территории страны. К Москве, где власти собираются частично перекрыть доступ грузового транспорта в центр, это положение, между прочим, тоже относится – будь она хоть трижды «государством в государстве».

Достаточно пропусков?

Если абстрагироваться от непродуманных и заведомо малоэффективных действий чиновников, их стремление оздоровить городскую экологию само по себе можно только приветствовать. По подсчетам профсоюза, в Москве сегодня зарегистрировано порядка 260 тысяч грузовиков. Примерно столько же приезжает к нам из области плюс еще 50–60 тысяч из других регионов, вплоть до Молдавии.

– Все они постоянно находятся в городе, нанося серьезный вред окружающей среде, и бороться с этим, безусловно, необходимо, – считает Александр Котов. – Другой вопрос – как. Меры, которые власти собираются вводить с 25 сентября, изначально лишены смысла. У нас уже несколько лет действуют ограничения на въезд грузовиков в пределы Московской окружной железной дороги с 7.00 до 22.00. И каковы результаты? Хорошо известно, что в центр при необходимости всегда можно проехать без всяких пропусков – за определенные суммы. С введением ограничений по Euro 2 эти суммы лишь чуть увеличатся...

В профсоюзе согласны с тем, что нынешнее запредельное количество грузовиков Москве ни к чему. И не только из-за проблем с вредными выбросами: по официальным данным, для покрытия нужд города в перевозках вполне хватило бы 70–100 тысяч автомобилей. А в качестве методов успешной борьбы с их избыточностью, позволяющих попутно улучшить и экологическую ситуацию, здесьпредлагают следующее: наладить контроль за соблюдением действующего пропускного режима в пределах МОЖД, ТТК и Садового. Одного этого будет достаточно, чтобы москвичам дышалось намного легче.

Александра Рейнсон