Журнал
Последний император
Последний император

Последний император

Audi Imperator - единственный уцелевший из большой венценосной автосемьи.

Эта модель автомобиля марки Audi по принятой в те времена заводской системе обозначения имеет слишком длинное и малопривлекательное имя – 19/100 PS Typ R. Дробь в нем обозначает отношение налоговой и реальной мощности двигателя, PS – аббревиатура самой мощности, а R – всего лишь литера из латинского алфавита, которой на фирме обозначили очередную cерию. Но в историю этот автомобиль вошел не с этими пресловутыми буквами-цифрами, а под гордым и величественным именем Imperator!

Полная тишина

«Император» Audi появился в 1927 году. Само название выдавало его предназначение – быть автомобилем для избранных. Но несмотря на выбранную маркетинговую нишу в его конструкции изначально не было заложено никаких авангардистских решений и он не мог похвастать какими-то впечатляющими показателями. Скорее наоборот – технический консерватизм и проверенные решения стали основой этого автомобиля, в котором удобство пассажира было приоритетным. Даже такой фактор, как тишина, не остался без внимания при разработке Audi Imperator.

На фоне современников Imperator выделялся невероятной малошумностью – его мотор просто «шептал». Такой эффект достигался путем применения в конструкции особых решений. Клапаны двигателя, расположенные в съемной головке цилиндров, приводились непосредственно кулачками распредвала, без привычных толкателей и коромысел, а сам вал вращала коническая шестеренная передача, гремящих цепей в газораспределительном механизме не было.

Задний мост имел червячную передачу с цилиндрическим дифференциалом и не гудел на ходу, чем грешили многие конкуренты. Это были дорогостоящие в производстве, но очень эффективные решения для снижения шумности автомобиля. И здесь с Audi Imperator могли поспорить разве что английский Rolls-Royce или французская Hispano-Suiza.
Восьмицилиндровый двигатель рабочим объемом 5 л развивал 100 л.с. при 3300 об/мин – этой мощности вполне хватало, чтобы разогнать автомобиль массой около 2,5 т до скорости 120 км/ч. Конечно же, он проигрывал своим основным конкурентам в мощности, но мотор Audi Imperator не предназначался для гонок, зато был невероятно эластичен и надежен. Привлекал даже сам внешний вид двигателя: гладкие поверхности и ничего лишнего – кажется, будто надего обликом поработал художник. Термостат отрегулирован на 70оС, а за температурой можно было следить по термометру, встроенному в пробку радиатора.

Ручная работа

Как и другие фирмы, выпускавшие автомобили люкс-класса, Audi производил только шасси с мотором и облицовкой радиатора – такой комплект стоил 12 700 марок. В дальнейшем эти «платформы» попадали к мастерам многочисленных кузовных ателье Германии. Фаэтоны и ландоле делала фирма Kathe, роскошные пульман-лимузины и пульман-кабриолеты изготавливали Neuss, Seegers и Deissner. Совершенно исключительными были кабриолеты от специализировавшихся на открытых кузовах ателье Glaeser и Hornig. Самым дорогим являлся, конечно же, пульман-кабриолет – он стоил 17 025 марок, включая стоимость шасси. [info] Да и «обычный» пульман-лимузин с перегородкой в салоне тянул на все 16 575 марок – стоимость приличного особняка. Естественно, к такому автомобилю полагался еще и личный шофер. Управлять лимузином нелегко, хотя тормоза имели механический привод и действовали на все четыре колеса через особый вакуум-аппарат, так что шоферу не требовалось больших физических усилий, чтобы остановить тяжелый автомобиль. Колеса крепились центральной гайкой, их замена была не слишком тяжелой. Звуковой сигнал автомобиля управлялся давлением выхлопных газов и по характеру звучания напоминал командный тон туманного горна.

«Imperator был отличнейшим автомобилем, но он появился в сложное время экономической депрессии», – скажут потом об этой модели автомобильные историки. С 1927 по 1929 год сделали всего 145 экземпляров Audi 19/100 PS Typ R. Несмотря на громкое название, им так и не пользовались ни императоры, ни короли. Пассажиры Audi Imperator скорее принадлежали к финансовой или промышленной элите, нежели к монаршим домам или артистической богеме.

Большая редкость

««Он выглядит фантастическим. До самой последней детали. Наши надежды более чем оправдались», – так говорил в ноябре 2003 года глава отделения Audi Tradition Томас Франк во время презентации воссозданного экземпляра модели Imperator.

К сожалению, долгое время считалось, что в полностью оригинальном состоянии не сохранилась ни одна машина. Только в конце 90-х годов в Саксонии обнаружились останки Imperator. Их купил концерн Audi и отправил на реставрацию в фирму Fahrzeugrestaurierung Rosenow – именно там делаются многие раритеты для заводского музея. Руководил процессом Петер Шпилльнер. «Это была одна из самых сложных задач, с которыми нам когда-либо приходилось сталкиваться. Множество деталей потеряно или уже не поддавалось восстановлению и тогда их приходилось вычерчивать на бумаге и делать заново», – рассказывает реставратор.

Самой трудной частью реставрации стали кузовные работы. Когда-то этот экземпляр переоборудовали в пожарную машину, поэтому все, что находилось позади моторного щита, оказалось утраченным. «Мы осмотрели множество фотографий из архива Audi и решили воссоздать на оригинальном шасси открытый туристический кузов типа фаэтон. Для этого пришлось поездить по музеям, осматривая сохранившиеся экземпляры, так как кузовные ателье в те времена работали с шасси разных марок, поэтому нам удалось хорошо изучить их почерк. Цвет мы выбрали оригинальный, фрагмент родной окраски чудом сохранился на корпусе одной из фар», – продолжает рассказ Петер Шпилльнер.

Воссозданный Audi Imperator 1929 года был впервые показан в США на Нью-Йоркском конкурсе элегантности в 2003 году – демонстрация первого большого Audi прошла грандиозно. Поездив впоследствии еще по нескольким таким мероприятиям, он наконец-то занял свое достойное место в музее. Последний Audi Imperator.

Иван Баранцев