Журнал
Первый Grosse Volkswagen
Первый Grosse Volkswagen

Первый Grosse Volkswagen

5 октября 1968 года в Федеративной Республике Германии началась продажа новой модели Volkswagen. Этому событию предшествовала презентация, в ходе которой 200 журналистов смогли оценить на полигоне самый большой автомобил

5 октября 1968 года в Федеративной Республике Германии началась продажа новой модели Volkswagen. Этому событию предшествовала презентация, в ходе которой 200 журналистов смогли оценить на полигоне самый большой автомобиль в модельной гамме немецкого концерна.

Реализация проекта EA 142 (Type 4), конечным продуктом которого стала модель 411, началась в 1962 году. Вольфсбург, стремившийся к расширению модельной гаммы, нацелился на «верхушку» среднего класса, поскольку нижние секторы рынка были надёжно прикрыты наводнившим планету «жуком» и запущенным в 1961 году семейством Volkswagen 1500/1600. В сравнении с этими автомобилями 5-дверная модель 411 была заметно крупнее и богаче укомплектована.

Основной упор в рекламной кампании делался на техническое совершенство, высокую комфортабельность, качество, экономичность и сервис — три последние характеристики составляли фирменную триаду Volkswagen. Переходя в увеличенный формат, VW не стал отказываться от проверенной временем заднемоторной компоновки.

Новый 1.6-литровый мотор с оппозитным расположением четырёх цилиндров и воздушным охлаждением размещался под полом заднего багажника и выдавал 68 «лошадок», которых было достаточно для длительного поддержания максимальной скорости 145 км/час. [info] Традиционная подвеска VW уже не соответствовала параметрам новой модели, поэтому спереди был установлен более прогрессивный MacPherson, а сзади использовали схему, которая применялась на Porsche 911.

Volkswagen 411 был представлен в исполнении Normal и L, причём ценовая «вилка» была довольно широкой — от 7,770 до 9,285 западногерманских марок. Автомобиль вызвал позитивную реакцию — пресса, дилеры и потребители высоко оценили просторный салон, вместительный багажник (общий объём переднего и заднего отсека — 570 литров), ходовые качества, комплекс безопасности и автоматическую трансмиссию (опция).

Однако вскоре выяснилось, что широко разрекламированная новинка далека от совершенства: начались проблемы со сцеплением, движок оказался шумным и недостаточно мощным. Высказывались критические замечания по поводу неэстетичного передка кузова. Волна негатива, прокатившаяся в СМИ, привела к снижению продаж, так что суточный темп сборки модели 411 в Вольфсбурге временами снижался с первоначальных 1000 до 75 автомобилей.

Программа поощрения покупателей не принесла ощутимых улучшений, и в 1970 году появился усовершенствованный VW 411 E, оснащённый 80-сильным движком с электронной системой впрыска и модернизированным передком кузова. Последовавший за ним более вместительный универсал VW 411 Е Variant оказался довольно успешным — по объёму продаж он быстро опередил хэтчбэк.

С 1969 года модель 411 выпускалась также на южноафриканском предприятии Volkswagen, а в 1971-м началась её поставка в США. За океаном новинку из Вольфсбурга приняли более радушно, так что вскоре модель 411 обеспечила Volkswagen около 40% сбыта на американском рынке. В 1972 году стартовала существенно обновлённая модель 412. Производство семейства 411/412 в Вольфсбурге было свёрнуто в 1973-м, а полная «отставка» состоялась в июле 1974-го, когда с конвейера сошёл последний автомобиль с порядковым номером 367,728.

Несмотря на столь скромный показатель, семейство VW 411/412 занимает достойное место в истории немецкого концерна. Это был последний автомобиль с установленным сзади двигателем воздушного охлаждения, после которого началась эпоха переднего привода. В музее Volkswagen хранится прототип EA 142 1966 года, а на дорогах Европы и Америки до сих пор встречаются экземпляры в довольно приличном состоянии.

Михаил Титов