Журнал
Именем канцлера
Именем канцлера

Именем канцлера

В истории автомобилестроения не так уж и много случаев, когда какую-нибудь модель называли именем политического деятеля… Mercedes-Benz 300 Adenauer как раз тот редкий случай...

В истории автомобилестроения не так уж и много случаев, когда какую-нибудь модель называли именем политического деятеля… Mercedes-Benz 300 Adenauer как раз тот редкий случай...

Конрад Аденауэр прожил долгую жизнь – 91 год, из которых 14 лет занимал пост федерального канцлера ФРГ, причем в далеко не самый радужный период ее истории – с 1949 по 1963 год. И именно ему пришлось руководить восстановлением Западной Германии после разгрома Третьего рейха.

Само совершенство

Модель Mercedes-Benz 300 впервые представили на Парижском автомобильном салоне 1951 года. Вряд ли кто ожидал от немцев такого авто – полноразмерный лимузин с обилием хрома, набором всех возможных опций и 6-цилиндровым 3-литровым двигателем мощностью 115 л.с. Это был самый большой и самый быстрый автомобиль, который удалось создать в Западной Германии после Второй мировой войны. В конце того же, 1951 года один экземпляр новой модели преподнесли федеральному канцлеру. Всего за время своего правления, почти полтора десятилетия, Конрад Аденауэр сменит шесть Mercedes-Benz 300.

С самого начала выпуска «трехсотый» предлагался в нескольких вариантах исполнения. На шасси с длинной базой 3050 мм (по заводской классификации оно обозначалось W186) изготавливались лимузины и кабриолеты. Закрытый вариант стоил 22 000 дойчмарок, открытый – 25 000. Именно эти автомобили и принято называть Adenauer. Шасси с укороченной базой 2900 мм и индексом W188 получало кузова трех типов: купе, кабриолет и родстер. Их цена была одинаковой для всех – 34 500 дойчмарок, что делало тип W188 одним из самых дорогих авто своего времени.

Еще дороже машина становилась после внесения в заказ индивидуальных пожеланий будущего хозяина. Так, владельцы лимузинов за дополнительную плату могли заказать опускное стекло, отделяющее пассажирский салон от водителя, сдвижной люк во всю крышу, кондиционер, коротковолновый радиотелефон VHF, пишущий на пленку диктофон, шторки на задних окнах и откидной столик, а также противотуманные фары. Каждая машина в обязательном порядке комплектовалась радиоприемником фирмы Becker и электрическими часами.

В конструкции машины не было особых изысков. Основой служила Х-образная рама, сваренная из труб овального сечения. Спереди в ее разветвлениях находился двигатель, в паре к которому шла механическая 4-ступенчатая коробка передач. Рычаг переключения был выведен на рулевую колонку. Независимая передняя подвеска выполнялась по рычажной схеме с пружинами в качестве упругого элемента, а вот задняя могла похвастать инновационными решениями вроде системы регулируемой жесткости, которая управлялась переключателем на панели приборов. Специальный сервомеханизм ведал переключением дополнительных торсионов на каждом заднем колесе – на ухабистой дороге водитель кнопкой приводил их в действие, и они гасили практически все неровности полотна. Конструкция заднего моста была решена в мерседесовских традициях – двойные пружины с качающейся осью. [info] Тормоза на всех колесах барабанные, причем вакуумный усилитель фирмы Bosch в тормозной системе модель 300 обрела только в марте 1954 года. Тогда же на передних дверях появились вентиляционные форточки с замками, а у двигателя повысили степень сжатия, что вкупе с новыми карбюраторами Solex позволило довести мощность до 125 л.с. Модифицированный вариант получил новый индекс 300В – в таком виде автомобиль выпускался до сентября 1955 года. Очередное обновление принесло лимузину заднее стекло панорамного типа и, самое главное, автоматическую трансмиссию Borg-Warner (опционно). Изменился и индекс модели – теперь она именовалась 300С.

Следующей буквой алфавита в обозначении изменившегося Typ 300 стала D – этот вариант выпускали с августа 1957-го и до самого конца производства в марте 1962 года. Mercedes-Benz 300D делали на удлиненном шасси – его база составляла 3150 мм, и эта же модификация стала первым немецким автомобилем с кузовом хардтоп – его боковые стекла смыкались без центральной стойки. Новшеством стал также модернизированный двигатель с повышенной степенью сжатия и системой топливного впрыска Bosch, что повысило мощность мотора до 160 л.с. К слову, рабочий объем двигателя за все время производства модели не менялся ни разу, так и оставшись на отметке 2996 см3. Зато поднялись цены: за обновленный Adenauer с кузовом лимузин нужно было выложить уже 27 000 дойчмарок и 35 500 за кабриолет, который теперь стали делать исключительно по заказу. Еще дороже был только тип W188, который после получения бошевского впрыска стал стоить 36 500 дойчмарок, но его производство прекратили в апреле 1958 года. Всего же сделали 12 190 экземпляров модели Mercedes-Benz 300 во всех возможных вариантах. Сейчас Adenauer один из самых популярных автомобилей среди коллекционеров, причем не только американских или европейских.

В Россию с любовью

Коллекционировать ретромашины Александр Малиновский начал пару лет назад с таких простых, но близких нам по духу машин, как ГАЗ-М20 «Победа» и джип Willys MB. Потом к ним добавились Tatra T87 послевоенного выпуска и американский Buick Special 1954 года, принадлежавший когда-то лидеру Югославии маршалу Иосипу Броз Тито. Есть у Александра небольшаю мастерская – в ней сейчас реставрируется «Москвич-402». Всего же в собрании более десятка экземпляров, среди которых есть и отечественные лимузины – ГАЗ-12 «ЗИМ» и ГАЗ-14 «Чайка». А венец коллекции – Mercedes-Benz 300 D Adenauer 1958 года.

История автомобиля богата событиями. В Санкт-Петербурге Adenauer оказался несколько лет назад – прибыл из Болгарии, где долго стоял в гараже генерального секретаря болгарской коммунистической партии Тодора Живкова. Возил ли он главного болгарского коммуниста или выполнял какие-либо другие обязанности, неизвестно... О государственной службе автомобиля напоминают несколько спецсигналов под капотом, а также особая система освещения, позволявшая часто мигать дальним светом фар. В 1989 году, когда Теодора Живкова отстранили от власти, автомобили из его гаража пустили с молотка. В 90-е годы Adenauer сменил несколько хозяев, пока не оказался в нашей стране у питерского коллекционера-реставратора Сергея Толочного. Много времени ушло у него на то, чтобы привести в порядок потрепанную машину, пока, наконец, она не засияла чуть ли не первозданным блеском, продемонстрировав его в телесериале «Синдикат».

В прошлом году Adenauer в очередной раз сменил хозяина, перейдя в руки Александра Малиновского. Этим летом автомобиль, которому исполнилось ровно полвека, довольно бодренько пробежал от Санкт-Петербурга до Великого Новгорода и обратно, причем без поломок. Частенько он принимает участие в городских праздниках, иногда Александр предоставляет машину на свадьбы.

Иван Баранцев