Журнал
Халява, сэр!
Халява, сэр!

Халява, сэр!

С 10 сентября большая часть муниципальных платных парковок в Москве стали бесплатными соответствующее постановление в конце августа подписал Юрий Лужков.

С 10 сентября большая часть муниципальных платных парковок в Москве стали бесплатными соответствующее постановление в конце августа подписал Юрий Лужков.
С 10 сентября большая часть муниципальных платных парковок в Москве стали бесплатными – соответствующее постановление в конце августа подписал Юрий Лужков. Теперь, по распоряжению столичных властей, взимать деньги с граждан разрешено лишь на немногочисленных стоянках, оборудованных по всем правилам, то есть имеющим ограждения, шлагбаумы, разметку и паркоматы. Чем вызваны эти меры и насколько существенными они окажутся для автомобилистов, разбирались корреспонденты ГЗР.

Мимо кассы

Всевозможные пертурбации с платными парковками, впервые появившимися около 10 лет назад, в Москве происходят перманентно. Одна из главных причин, по которой отцы города вынуждены постоянно ими заниматься, – парковщики-нелегалы и отсутствие должного контроля за работой стоянок, функционирующих на вполне законных основаниях. Последняя попытка упорядочить их деятельность предпринималась ровно год назад. Тогда было объявлено, что на всех легальных объектах оплата должна производиться исключительно через паркоматы либо кассовые аппараты. Это и было провозглашено их главным отличием от «пиратских».

Более того, к началу текущего года мэрия собиралась полностью покончить с наличной формой расчета, оснастив парковки соответствующим оборудованием и таким образом исключив из процесса зловредный человеческий фактор. Но не сложилось...

Процесс искоренения левого парковочного бизнеса в реальности оказался делом куда более сложным. Как довольно скоро обнаружили в мэрии, занимались им далеко не только самозванцы, но и «желтые жилеты» с законных парковок, успешно проносившие львиную долю выручки мимо кассы. Паркоматы тоже никого не спасли да и в заявленном количестве на улицах они так, кстати, и не появились.

Минус 101

В итоге, по признанию Игоря Хохалева, руководителя ГУП «Городская служба платных парковок» (ГСПП), в столичную казну поступало лишь 20% от их расчетных доходов, что за весь прошедший год составило всего 5 млн. рублей. Чиновник пожаловался, что в ход шла совершенно несусветная отчетность, согласно которой стоянка, рассчитанная, например, на 10 мест за 10 часов работы умудрялась принять только двемашины, что в нынешних московских условиях абсолютно неправдоподобно. Неудивительно, что власти в конце концов сочли: овчинка выделки не стоит, и приняли решение сделать бесплатными 101 из существовавших до этого 116 платных муниципальных парковок, обеспечивавших (страшно вымолвить!) около 4000 машиномест.

Оставшиеся 15 объектов примерно на 1300 машиномест (список в ГСПП пока не уточняют) – это главным образом привокзальные площадки, где в перспективе планируется создание полностью автоматизированных терминалов по примеру аэропортов.

«Черные» арендаторы

Как рассчитывают в ГСПП, от вышеперечисленных мер московский бюджет вряд ли что-то потеряет (скорее всего, даже приобретет), а тарифы на платных стоянках если и повысятся, то незначительно, ориентировочно до 50 рублей. На словах полная идиллия, всем вроде бы хорошо – и городу, и автомобилистам. Однако все далеко не так просто. Дело в том, что в Москве существуют не только муниципальные парковки, но и куда более многочисленные частные, на правах аренды прилегающей территории якобы принадлежащие различным коммерческим структурам – ресторанам, казино, торговым центрам, банкам и т.д.

Пользоваться ими «дозволяется» лишь сотрудникам или посетителям этих организаций. Прочих автомобилистов оттуда гонят или же потихоньку разрешают пришвартовываться опятьтаки за денежку.

При этом не секрет, что территории, прилегающие к увеселительным и торговым заведениям, деловым центрам в большинстве случаев присваиваются самозахватом – за пользование такими участками липовые арендаторы не платят городу ни копейки. Городские чиновники в разговорах с прессой сегодня твердо заявляют: «Такие стоянки вне закона». Однако покончить с этими безобразием, в то время как Москва столько лет стоит в пробках, власти отчего-то не спешат, отделываясь полумерами с упразднением оплаты на сотне муниципальных парковок. [info] Почему бы не провести инвентаризацию всех «приватных» объектов? Почему бы раз и навсегда не разобраться с теми, кто без всякого на то права фактически присваивает себе земли общего пользования, тем самым лишая людей тысяч парковочных мест? Вопросы, конечно, риторические...

Ведь сегодня любой жучок, нацепивший подобие униформы, может спокойно стричь купоны, заявляя автомобилистам, что облюбованный им пятачок у бордюра относится к расположенному поблизости магазину или кафе. И мало кто будет тратить время и нервы на разоблачение. Поэтому левые стоянки как были, так, видимо, и останутся.

Однако если у кого-то возникнет желание побороться с мошенниками, то по вопросам правомерности взимания денег за парковку можно обратиться на телефон «горячей линии» (495) 609-29-93.

Пока же ГЗР решила совершить «чес» по парковкам у обочин и посмотреть, насколько сложно кинуть машину не только на муниципальных стоянках, но и на стоянках перед ресторанами, магазинами и клубами. И сравнить ситуации до и после 10-го числа.

Вчера

Полигоном парковочных испытаний категории «до отмены» выбран был центр города, а точнее районы Лубянки, Кузнецкого Моста и Тверской улицы. А вот и первое свободное место – рядом с небольшим ресторанчиком на площади Воровского. Подъезжаем и пытаемся припарковаться.

– Здравствуйте, вы в наш ресторанчик? – спрашивает нас охранник.

– Нет, мы бы хотели просто оставить здесь машину. Можно это сделать?

– Боюсь, что не получится, парковка только для посетителей нашего заведения. Впрочем, через дорогу находится магазин «Седьмой континент», можете оставить машину там.

Охранник не соврал, магазин там действительно был и парковка тоже была, только вот все места оказались заняты. В разговоре с магазинным охранником выяснилось, что свободных мест не остается уже к 9 утра. Ничего неожиданного или нового он не сказал. Главное, что машины перед супермаркетом могут ставить все, кто захочет. Или успеет.

Ну да ладно. Нормальные герои всегда идут в обход. Посмотрим, что нас ждет на стоянке перед дорогим клубом в начале улицы Кузнецкий Мост. Все как и в первый раз. Оставить машину перед заведением не удалось, это была специальная арендованная парковка для посетителей.

– Если вы хотите оставить машину, то вон там, в пятидесяти метрах кончается наша парковка и начинается муниципальная. Попробуйте оставить там, если место найдется.

Места не нашлось. Впрочем, это проблема центра Москвы вообще. Не принципиально, платная стоянка или бесплатная, разрешена она или запрещена. Главное, чтобы место было в принципе. Некоторые договариваются непосредственно с парковщиками, чтобы они придерживали место специально для них. Но это скорее исключение, так как стоит это «кумовство» недешево и позволить себе подобное могут не все.

Найти место нам так и не удалось, и поэтому с Кузнецкого Моста мы решили махнуть на Тверскую. Может быть, там повезет – все-таки просторнее, чем на узких улочках.

Свободное место нашлось на стоянке по адресу Тверская, д. 5. Припарковываемся и заговариваем с работникомстоянки.

– Здравствуйте, можно машину тут оставить?

– Можно, можно, отчего ж нельзя?

– А сколько час будет стоить?

– 50 рублей.

Мы сделали вид, что понятия не имеем о положенных 40 рублях, и начали благородный торг.

– Что-то дороговато. А нельзя ли как-нибудь неофициально и подешевле?

– Ну-у... вообще-то нельзя, но если нельзя, а очень хочется, то можно – 45 рублей в час мне, и все будет в порядке.

– Все равно дороговато. Может быть, в виде исключения 40 мимо кассы и расстанемся друзьями?

– Добро. Но такие цены только еще на несколько дней, а потом я в отпуск ухожу.

– А с парковкой что будет?

– Да ничего. Бесплатной будет. Но это ненадолго.

– В смысле?

– Ну как. Начальство перебесится, и все на место вернется. Через две недели стоянка опять платной будет.

Сегодня

Во время второго рейса по теперь уже бесплатным парковкам территорией исследования, как и накануне, стал центр Москвы. Решено было посетить те же места. Дополнительно проверялись стоянки перед ресторанами, чтобы узнать, коснулись ли нововведения их.

Первое, что бросилось в глаза, – это отсутствие знаков «платные услуги». Теперь везде остались лишь классические «Р» – это постарались коммунальщики, достаточно оперативно проведя большую работу.

Но интереснее показались другие метаморфозы. В некоторых местах парковки просто закрыли, повесив на старый столб знак «Стоянка запрещена». Где-то знаки парковки убрали в принципе, на их месте остались лишь столбы...

Другое заметное изменение – отсутствие услужливых мужчин в оранжевых жилетах. Мы несколько раз останавливались в самых «товарных» местах, на Тверской, на Лубянской площади, но никто к нам так и не подошел. Единственный парковщик, которого удалось встретить, стоял перед ЦУМом, но деньги он не брал, а просто регулировал процесс парковки автомобилей бесплатно. Для удобства клиентов магазина.

Особый случай со стоянками перед клубами и ресторанами. Изменения коснулись не всех… Видимо, есть те, кто ровнее. Там по-прежнему могут оставлять свои машины исключительно посетители. Но где-то уже просто нет людей, следящих за тем, кто тут вообще паркуется. Так, в частности, можно оставить машину перед гостиницей «Савой», и никто тебе ничегоне скажет, можно остановиться перед рестораном «Мельница» на Садовом. Ограждающих конструкций там теперь нет.

Единственное, на что нововведение никак не повлияло, – это на количество машин. Так же, как и до 10-го числа, оставить машину в центре весьма проблематично. Свободные метры, безусловно, попадаются, но они могут оказаться довольно далеко от того места, куда вам на самом деле нужно. Единственный способ поставить авто там, где вам нужно, – приехать оченьочень рано. Ну или приобрести амулет, приносящий удачу.

Мы решили узнать, что думают о нововведении московские водители.

– Я рада, что наконец убрали этих парковщиков, собирающих с нас деньги. Давно надо было так сделать.

Кстати, это мнение большинства водителей. Однако не всем нравится, что больше нет людей в оранжевых жилетах, упорядочивающих парковку.

– Ну и зачем их убрали? Теперь водители ставят свои машины в два, а то и в три ряда. Раньше хоть им помешать могли. Я вот, например, готов был платить им за то, чтобы машины стояли аккуратно, и я мог быть уверен, что мою машину никто не запрет.

Завтра

Когда начальство перебесится… По словам того же парковщика с Тверской, стоянка одного автомобиля, в среднем, 500 рублей в день. Понятно, что выпускать такую жирную синицу из рук никому не хочется. Не до конца ясно, кто же будет получать барыши, ведь теперь все платные парковки переходят из ведения Департамента транспорта под ответственность Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.

Правда, наверху в последнее время не раз велись разговоры о необходимости создания особого подразделения – парковочной полиции, которая на общественных началах будет заниматься в том числе и проверкой деятельности городских парковок. Однако никаких конкретных очертаний эта идея пока не получила и неизвестно, получит ли: документов, регламентирующих подобную деятельность, как не было, так и нет. И особенно радует в свете всего рассказанного «полиция на общественных началах». Интересно, кого возьмут в общественники и какова будет «цена вопроса»?

Пока же не существует никаких гарантий, что даже те жалкие 2700 парковочных мест, которые очередные парковочные реформысделали даровыми, просуществуют достаточно долго. Варианты возможны всякие, ведь фантазия у наших градоначальников поразительно богатая и, главное, неуемная. Вот припарковаться только, господа, получится ли?

Александра Рейнсон, Олег Адамович