Журнал
Pontiac Fiero
«Огненный путь» Fiero

Pontiac Fiero

Стремительная экспансия японской автопромышленности во второй половине 70-х годов начала ставить перед Детройтом одну проблему за другой. Успех компактных купе Toyota Celica и Datsun 240Z свидетельствовал о благоприятных перспекти

Стремительная экспансия японской автопромышленности во второй половине 70-х выдвигала перед Детройтом одну проблему за другой. Успех компактных купе Toyota Celica и Datsun 240Z свидетельствовал о благоприятных перспективах недорогих спортивных моделей.

Привлекательными чертами пришельцев с Востока были эффектный дизайн, небольшая масса и высокая манёвренность в сочетании с умеренной ценой. Как и в случае с Chevrolet Corvette первым на вызов заокеанских соперников откликнулся General Motors, в 1978 году приступивший к реализации проекта P-car, который завершился появлением Pontiac Fiero в 1983 году. Предпочтение было отдано среднемоторной компоновке, которая использовалась на аналогичных европейских автомобилях — Porsche 914 и Fiat X 1/9.

Американская модель проектировалась в условиях ужесточения федеральных стандартов безопасности и экономичности, что создавало дополнительные сложности для инженеров. Силовая основа Fiero — металлический каркас, сваренный из 300 штампованных деталей. На наиболее нагруженных участках использована особо прочная сталь, а в зонах, подверженных активной коррозии — оцинкованный лист.

При солидном запасе прочности вес каркаса составил чуть более 270 кг, а кузовные панели выполнены из пластика с различными характеристиками. Так, горизонтальные плоские детали — капот, крыша, верхние элементы задних боковин и крышка багажника — отформованы из листового материала SMC, имеющего высокую прочность и чистоту поверхности. Для передних крыльев, нижних панелей боковин и дверей использован упругий полиуретановый композит, способный восстанавливать первоначальную форму при деформации.

Для переднего бампера, к которому новые стандарты предъявляли повышенные требования, использовали менее жёсткий полиуретановый материал, а для порогов выбрали термопласт с высокой устойчивостью к ударным нагрузкам. Нетрадиционно решался вопрос с окраской Pontiac Fiero. Кузовные детали крепились на специальном стенде, где они располагались в той же последовательности, что и на готовом автомобиле.

Малярные работы проводилась в два этапа: нанесение базового слоя эмали с высоким содержанием твёрдого наполнителя, после чего накладывался верхний слой без пигмента. Чтобы исключить несовпадение тона, краска бралась только из одной партии. От поставщиков кузовные панели поступали нанесённым электропроводным слоем, поскольку окраска производилась электростатическим способом. Для доставки контейнеров с панелями к окрасочному участку применялись тележки, управляемые по кабелю, уложенному под полом.

На заводе General Motors в городе Понтиак — одном из старейших предприятий корпорации, где велась сборка Fiero, до 80% комплектующих направлялось непосредственно на производственные участки, минуя складские помещения. Основные поставщики располагались в радиусе 300 км от завода, что способствовало широкому внедрению системы оперативного снабжения «точно вовремя» (just-in-time). Оригинальным способом осуществлялась подготовка каркаса к монтажу кузовных панелей и механической части. [info] На металлическом "скелете» Fiero расположено 39 установочных площадок — заполненные эпоксидным составом стальные короба, приваренные к каркасу. Вся конструкция подводится под станок Gilman, который делает отверстия в коробах, срезая их фрезой до необходимого уровня.

Максимальный допуск обработки не превышает полмиллиметра, что гарантирует точную посадку панелей без деформации и подгоночных прокладок. Весь процесс занимает около одной минуты, после чего каркас поступает на участок противокоррозионной защиты методом катодного осаждения. Далее к нему крепятся узлы ходовой части и агрегаты трансмиссии, после чего Pontiac Fiero облачается в пластмассовый «костюмчик» и отделывается изнутри.

Инженеры Pontiac искренне надеялись на успех своего питомца, но автомобилю, увы, предстояло оставить в истории «огненный след». В начале октября 1983 года, менее чем через три месяца после начала серийной сборки Fiero, во время тестовых заездов загорелись два автомобиля. По мнению экспертов, причиной воспламенения стала утечка антифриза и его попадание на раскалённый выпускной коллектор. Виновным признали ненадёжный хомут, но это было только начало.

Вскоре появилась другая проблема — дефект шатунов на 4-цилиндровом моторе Iron Duke (2.5 л, 95 л. с.). Поломка этих деталей при больших оборотах двигателя приводила к разрушению блока. Это сопровождалось ужасным грохотом — обломки двигателя, словно шрапнель, разлетались во все стороны, а вырвавшееся на свободу масло моментально вызывало пожар. Кроме того, литые блоки Iron Duke, использовавшиеся на первых партиях Pontiac Fiero, нередко давали утечку охлаждающей жидкости.

Выяснилось также, что на некоторых автомобилях электровентилятор системы охлаждения установлен задом наперёд! Однако руководство GM не проводило массовый отзыв Fiero для исправления дефектов, и ограничивалось возмещением ущерба потерпевшим автовладельцам. Как это ни странно, но даже со всеми техническими «язвами» Fiero продавался вполне успешно. Тем не менее в августе 1986 года проблемным автомобилем заинтересовалось национальная служба безопасности дорожного движения США (NHTSA).

Специалисты из Вашингтона подтвердили серьёзность положения, но возможный пожар в моторном отсеке Детройт признал... минимальным риском, а Fiero тем временем устраивал стихийные поджоги на дорогах. Столь высокой самовоспламеняемости автомобильная Америка ещё не знала — один «палёный» Fiero на каждые 508, сошедшие с конвейера. Следует отметить, что горел он по-карнавальному красиво: пластиковый кузов, охваченный огнём, осыпал окрестности снопами разноцветных искр.

Обшивка сгорала полностью, обнажая потемневший каркас — в таком виде Fiero походил на спортивную машинку багги. От владельцев посыпались горы писем, содержащих жуткие истории. 22-летняя девушка так и не смогла насладиться общением со своим приятелем, поскольку управляемый ею Fiero вспыхнул, словно свечка, на хайвэе в Лонг-Айленде, и возлюбленный с обожжёнными руками оказался в госпитале. Леди из Миссури девять раз обращалась к дилеру с проблемами электрооборудования, среди которых — перебои в работе двигателя в момент выдвижения фар в наружное положение.

Естественно, её Fiero всё-таки вспыхнул в пути, и хозяйка злополучного автомобиля, стянув с себя новенькие джинсы, стала сбивать пламя. Она ещё не знала, что огонь пожирает Fiero почти мгновенно — ни Levi’s, ни Wrangler здесь не помогут. Когда проблемы Pontiac Fiero получили широкую огласку, продажа автомобиля стала стремительно падать, хотя в 1986 году удалось реализовать более 71 тысячи — на 21% меньше, чем в 1985-м. Годом позже снижение спроса приобрело обвальный характер, и с завода было уволено 1200 человек.

Рекламации и административный прессинг, как говорится, загнали GM в угол, и в сентябре 1987 года начался отзыв Pontiac Fiero, выпущенных в 1984-м. В декабре 1989-го на доработку возвращаются 244 тыс. автомобилей, оборудованных 4-цилиндровым двигателем, а через четыре месяца пришла очередь Fiero, оснащённого мотором V6 (2.8 л, 130 л. с.) В начале 1988 года руководство завода предприняло отчаянную попытку спасти Fiero, и даже предложило подготовить модель с открытым кузовом.

1 марта 1988-го Дэвид Кэмпбелл — глава производственного отдела Chevrolet-Pontiac-Canada объявил о прекращении выпуска Fiero. Примечательно, что основной причиной GM признал не низкое качество и прямую угрозу безопасности, а резкое снижение интереса американцев к двухместным бюджетным моделям. Однако появившаяся годом позже Mazda Miata вмиг стала хитом американского рынка и заняла нишу своего печально известного предшественника.

#Pontiac #Fiero
Игорь Бухарин