Журнал
Рождественские каникулы мировой автоиндустрии
Рождественские каникулы мировой автоиндустрии

Рождественские каникулы мировой автоиндустрии

Минувший ноябрь со всей убедительностью подтвердил, что для мировой автопромышленности наступили нелёгкие времена. Этому предшествовало 5.4-процентное сокращение сбыта на европейском рынке по итогам десяти месяцев. Октябрь принёс больш

Минувший ноябрь со всей убедительностью подтвердил, что для мировой автопромышленности наступили нелёгкие времена. Этому предшествовало 5.4-процентное сокращение сбыта на европейском рынке по итогам десяти месяцев. Октябрь принёс большие потери BMW и Mercedes-Benz — падение продаж в Старом Свете составило, соответственно, 9.2 и 18.1%. Для Mercedes-Benz это было первое снижение спроса за последние 15 лет.

В ноябре в Швеции было продано 17,616 автомобилей — это на 36% меньше, чем в предпоследнем месяце прошлого года. Таким образом был побит печальный шведский рекорд месячного падения реализации автомобилей, установленный в 1993 году. Лидеры южнокорейского автобизнеса — Hyundai, Kia Motors Corp. [info] , GM Daewoo, Renault Samsung и Ssangyong Motor продали 445,111 автомобилей (в октябре —  506,597). Это означает, что совокупный объём продаж южнокорейских компаний на национальном рынке снизился в ноябре на 8.6% (относительно ноября 2007-го).

В соседней Японии автомобильный рынок потерял в ноябре 18.2%. В условиях стремительного снижения продаж и скопления нереализованной продукции фирмы сокращают выпуск автомобилей, пересматривают свои прежние прогнозы на 2009 год в сторону уменьшения и обращаются за государственной поддержкой. Гранды французской автоиндустрии — PSA-Peugeot Citroen и Renault уже обнародовали программу закрытия предприятий в четвёртом квартале, а Opel с помощью правительства Германии пытается «выжать» из европейского инвестиционного банка 40 млрд. евро.

Европейскому подразделению General Motors есть о чём беспокоиться — третий квартал завершился для него падением продаж на 12.3%. Причём отрицательный результат показывает не только Западная Европа — ухудшается обстановка в её восточной части и России, которая до последнего времени была для Opel «островком благополучия». В октябре Opel свернул производство на нескольких заводах, что приведёт к снижению годового объёма производства на 40 тысяч автомобилей.

На 8 декабря запланирована остановка завода BMW в Регенсбурге, которая продлится четыре недели, а FIAT намеревается на 50 дней «вырубить» два предприятия в Испании. Renault порадовала рабочих румынского завода Dacia двухнедельными рождественскими каникулами — следствие проблем со сбытом Logan. Тем временем члены «Большой Тройки» не смогли привести конгрессменам убедительных аргументов в пользу выделения $25 млрд. на поддержку американской автопромышленности.

Джентльмены вернулись в свои штаб-квартиры для более детальной проработки плана преодоления кризиса (пересмотр договора с профсоюзом, снижение издержек и другие составляющие режима жёсткой экономии). Роберт Нарделли, входящий в правление Chrysler, выступил с предложением установить для топ-менеджеров Ford, General Motors и Chrysler символическое жалование в размере одного доллара и более широко использовать прогрессивную систему оплаты труда. На таких условиях в конце 70-х годов трудился легендарный Ли Якокка — председатель правления Chrysler, добившийся от Вашингтона финансового вливания в корпорацию, находившуюся на грани банкротства.

Однако не все компании подсчитывают убытки и ограничивают выпуск автомобилей. В октябре Honda Motor Co., Ltd. увеличила производство в Японии, Северной Америке и Китае, соответственно, на 4.6, 0.6 и 4.3%. Сбыт в Японии увеличился на 10.1% (33,418 автомобилей), а экспорт в Европу и Азию возрос, соответственно, на 166.4 (18,550 автомобилей) и 14.5% (3,609). В октябре Honda Fit (на верхнем снимке) стал японским бестселлером № 2 (12,188), Honda Freed занял 4-е место (8,037), а Honda Life — 6-е (5,379) в классе мини-автомобилей с двигателем рабочим объёмом до 600 куб. см. Honda Zest расположился на 10-й позиции (2,969) среди самых популярных моделей.

Сергей Аганин