Журнал
100-летний юбиляр подвергся реанимации...
100-летний юбиляр подвергся реанимации...

100-летний юбиляр подвергся реанимации...

По иронии судьбы вековой юбилей General Motors совпал по времени с наиболее драматичным этапом в истории старейшей автомобильной корпорации. В третьем квартале потери GM составили $15.5 млрд., и лидер мирового автос

По иронии судьбы вековой юбилей General Motors совпал по времени с наиболее драматичным этапом в истории старейшей автомобильной корпорации. В третьем квартале потери GM составили $15.5 млрд., и лидер мирового автостроения, как, впрочем, и остальные члены американской «Большой тройки» находится под угрозой банкротства.

Рик Вэгонир, пересев из роскошного самолёта бизнес-класса на скромный, но более актуальный «гибрид», вместе с коллегами по бизнесу совершал рейды в Вашингтон с надеждой получить от правительства финансовую помощь. Естественно, политики не могли допустить краха национальной автоиндустрии, поскольку даже при крупных просчётах руководства она образует один из ключевых секторов реальной экономики с сотнями тысяч рабочих мест.

Пока джентльмены в правлении GM, Ford и Chrysler решают, как лучше распорядиться выделенными «на троих» $15 млрд. (сначала просили $25 млдр., а потом - $34 млрд.), совершим небольшой экскурс в историю и посмотрим, как создавалась крупнейшая автомобильная империя.

1904 год. Уильям Дюран — владелец фирмы, выпускающей лёгкие конные экипажи, становится боссом компании Buick.

16 сентября 1908 года. В Нью-Джерси по инициативе Дюрана основана General Motors Corporation, и вслед за Buick в 1908-м в неё вошли Oldsmobile, GMC и Reliance. Идея Дюрана проста — собрать, что называется, под одной крышей несколько автомобильных брэндов, ориентированных на различные социальные группы покупателей.

1909 год. В состав General Motors входят Cadillac и Oakland, который впоследствии трансформировался в Pontiac.

1911 год. Дюран и Луи Шевроле создают Chevrolet Motor Company. General Motors становится первым американским автопроизводителем, зарегистрированным на нью-йоркской фондовой бирже. Дважды Дюран пытается приобрести Ford, но терпит неудачу.

1912 год. Автомобили Cadillac оснащаются электрическим стартёром.

1915 год. Дюран выкупает акции General Motors и таким образом возвращает себе контроль над корпорацией, который он утратил в 1910 году под давлением банкиров. Чарльз Нэш — ушедший в отставку президент GM приобретает Thomas B. Jeffery Company (штат Висконсин). Cadillac представляет революционный двигатель V8, предназначенный для массового производства.

1918 год. В состав General Motors входят Chevrolet и Delco.

1919 год. В структуре General Motors появилось финансовое подразделение — GMAC. Сбыт автомобилей GM достиг миллиона.

1920 год. Уолтер Крайслер покидает кресло президента Buick и создаёт Chrysler Corporation. Под влиянием рецессии Morgan Company избавляется от акций General Motors, и это приводит к резкому падению их рыночной стоимости. Стремительный «облом» на бирже приводит к отставке Уильяма Дюрана, которая состоялась 27 июля 1920 года.

1921 год. Завершено строительство главного здания GM в Детройте.

1924 год. Президент Альфред Слоун приступил к реорганизации General Motors. На иерархической лестнице фирмы расположились снизу вверх в следующем порядке: Chevrolet, Oldsmobile, Oakland, Buick и Cadillac. Первым среди американских автопроизводителей GM вводит в эксплуатацию испытательный полигон (Милфорд, штат Мичиган).

1925—1931 годы. General Motors приобретает британский Vauxhall. Подразделение Pontiaс (бывший Oakland) занимает положение между Chevrolet и Oldsmobile, а La Salle становится промежуточным звеном между Buick и Cadillac. [info] Корпорация опережает конкурентов в области дизайна — GM организует собственный центр художественного конструирования, который возглавляет Харли Эрл. Объём производства превысил 10 млн., а Cadillac освоил выпуск моторов V16. Начался процесс поглощения немецкой фирмы Opel и австралийской Holden, а Oldsmobile и Buick обзавелись, соответственно, подразделениями Viking и Marquette, которые просуществовали до конца 30-х годов.

Декабрь 1936 года. На заводе во Флинте началась массовая забастовка, продолжавшаяся до 11 февраля 1937 года. Её главным итогом стало признание полномочий профсоюза United Auto Workers.

1938 год. Харли Эрл демонстрирует Buick Y-Job — первый концепт-кар General Motors.

1940 год. Oldsmobile, представив Hydra-Matic, становится пионером массового применения автоматических трансмиссий.

1942—1945 годы. Корпорация работает по заказам военного ведомства Соединённых Штатов: самолёты, танки, грузовики, силовые установки различного назначения.

18 марта 1947 года скончался 85-летний Уильям Дюран.

1949 год. На моделях Cadillac и Oldsmobile устанавливаются двигатели V8 с высокой степенью сжатия и верхним расположением клапанов. Первым победителем конкурса «Автомобиль года» журнала Motor Trend становится хардтоп Cadillac.

1953 год. Спортивная модель Corvette, дебютировавшая на выставке Motorama, становится серийной моделью.

1954 год. Увидел свет 50-миллионный автомобиль GM — золотистый Chevrolet Bel Air.

1956 год. Президент Эйзенхауэр открывает технический центр General Motors, который Американский архитектурный институт признал лучшим проектом своего времени. GM — первая американская корпорация, получившая годовую прибыль в объёме более $1 млрд.

1957 год — начало ввоза в США автомобилей Opel и Vauxhall.

1960—1965 годы. Chevrolet Corvair — дебют GM в классе компактных автомобилей. Книга Ральфа Надера «Небезопасен на любой скорости» вынесла смертный приговор этой в целом удачной заднемоторной модели. С Pontiac Tempest LeMans GTO 1964 года началась эра т. н. muscle-car. Новый рекорд в финансовой сфере — GM заработал за год более $2 млрд.

1966—1969 год. Oldsmobile Toronado — первый переднеприводный автомобиль GM получил титул «Автомобиль 1966 года» журнала Motor Trend. C конвейера сходит 100-миллионный автомобиль. Стремительное увеличение рыночной доли Chevrolet — причина попадания корпорации в сферу компетенции антимонопольного комитета.

Окончание следует...

Алексей Волков