Журнал
Общественное сегодня или подземное завтра
Общественное сегодня или подземное завтра

Общественное сегодня или подземное завтра

Автомобильное стояние на улицах Москвы и движение мысли в столичной мэрии.

Многокилометровые пробки стали неизбежным атрибутом города. Многие подумывают о том, чтобы оставить свою машину только для поездок по магазинам и на дачу, на работу же добираться общественным транспортом. Однако не все так просто. Поездка на автобусе или метро тоже сопряжена с определенными неудобствами и проблемами. В начале октября представители департамента транспорта столицы встретились с журналистами и рассказали о перспективах развития общественного транспорта. Одновременно с этим были обсуждены проблемы транспорта не перспективные, а вовсе даже настоящие.

Пробки начинаются с метро

Особое внимание работники департамента уделили развитию столичного метро. К 2015 году планируется построить 50 км линий метрополитена. Это позволит построить станции в удаленных районах. Жители Новокосина, Жулебина, Зябликова будут избавлены от необходимости каждое утро стоять в очередях на автобусных остановках, а потом от пробок на дорогах. Просто сказка какая-то.

Так-то оно, конечно, так, да не совсем. Метро, как и дороги, на многих ветках достигло пика своей пропускной способности. Поезда ходят с такой частотой, с какой это вообще возможно, а малейшая задержка приводит к переполненности станций. Были случаи, когда некоторые станции экстренно закрывались на вход и работали только на выход, так как количество прибывающих людей увеличивалось быстрее, чем количество убывающих. Это как в классической задаче о бассейне и двух трубах – из одной вытекает, в другую втекает.

Станция в Жулебине будет после Выхина. А это один из самых загруженных участков метро. Сейчас поток людей из Подмосковья дозируется пробками на Рязанском проспекте. И люди не могут сразу оказаться в метро. Но даже при этом уехать утром из Выхина очень проблематично. Что же произойдет, когда нагрузка на метрополитен в этом месте возрастет? Метро поразит коллапс похуже того, что мы сейчас видим на улицах. Еще недавно так называемые «толкачи» – специально обученные люди, помогающие запихивать людей в вагоны, – казались нам забавной шуткой. Скоро без этих специалистов наше метро тоже представить себе будет невозможно. К сожалению, работники департамента транспорта не знают, что можно придумать с перегруженностью подземки.

Стройся по полосам

Точнее, разработки и планы у них есть, но вот насколько они выполнимы, непонятно. Взять хотя бы пресловутые полосы для общественного транспорта. ГЗР уже рассказывала о том, что московское правительство планирует выделение спецполос для автобусов и троллейбусов на крупных магистралях столицы. Подобная практика в Европе дала свои плоды. [info] Но мы не Европа. Такие меры у нас вызывают множество и множество вопросов и сомнений. Во-первых, и это признали сами организаторы пресс-конференции, не ясно, какую полосу выделять. Это должна быть правая сторона, там, где остановки? Но как же поворачивать налево? Это должна быть средняя полоса, чтобы удобно было поворачивать налево и направо? Но снова – как же быть с остановками и остальными водителями, которым тоже надо перестраиваться? Есть вообще экзотический вариант: выделить левую полосу, но тут нареканий становится так много, что даже комментировать не станем.

Или можно сделать как в Бостоне. Отгородить полосу для общественного транспорта бетонными блоками. Но, как заметили на конференции, тогда все еще остаются проблемы с поворотами и добавляются вопросы уборки этой «бетонированной» полосы.

И это не говоря о том, что значительная часть водителей твердо заявляет – чхать они хотели на эти полосы: «Так-то проехать нельзя, а тут еще сузят. Куда ж дальше-то?». Когда поднялся этот вопрос на пресс-конференции, руководители департамента ответили, что контроль будет осуществлять вводимая система видеофиксации. Добавив, что эти полосы – дело привычки, поначалу будут заезжать, потом пойдут штрафы, а в конце концов к ним привыкнут и все само собой «устаканится». Хотелось бы верить, что так оно и произойдет. Правда, думать о том, что тогда будет на дорогах, честно говоря, страшно.

Транспортные карты

Обсуждалась и проблема покупки билетов на автобус. Кассы есть далеко не везде. А там, где они есть, не всегда работают. Около 10% пассажиров вынуждены покупать билеты у водителя, переплачивая на круг приличные суммы. Сотрудники департамента рассказали о планах введения новой системы оплаты. Через сотовый телефон, кредитную карту и так называемую транспортную карту.

С сотовым телефоном все понятно. Для бесконтактной оплаты нужна будет новая sim-карта со специальным чипом. Деньги за проезд будут снимать со счета. То же и с кредитной картой. Банки выпустят специальное приложение к кредитной карте, с помощью которого можно будет оплатить проезд. Особого внимания заслуживает транспортная карта. Она рассчитана на все виды транспорта. На нее нужно класть деньги, которые будут списываться за каждый проезд на общественном транспорте, включая электрички.

Основные вопросы вызывает индексация цен. Сейчас при покупке карточки на много поездок стоимость одного прохода получается ниже, чем если просто покупать билет на одну поездку. На пресс-конференции сказали, что деньги со счета станут списывать в конце месяца. Тогда же будет проводиться индексация цен в зависимости от частоты пользования тем или иным видом транспорта. Однако многие проездные продаются не на месяц, а на 45 дней, что получается дешевле проездного на месяц. Не окажется ли, что ездить по сотовому телефону или транспортной карте окажется дороже? Неизвестно, так как система все равно еще находится на стадии тестирования.

За маршрутки возьмутся

Также обсуждался вопрос о безопасности поездок на общественном транспорте и о квалификации водителей. Главные нарекания вызывали водители маршруток. Многие автомобилисты не понаслышке знают, как ездят пассажирские «Газели». Не включают поворотники при остановке и в начале движения, подрезают на дороге, игнорируют сигналы светофора. Многие водители не только говорить по-русски не умеют, у них и прав-то российских нет. С этим решили покончить.

Теперь каждый водитель общественного транспорта, будь то автобус или маршрутка, должен пройти обязательную сертификацию на профпригодность. Подобная инициатива московского правительства, безусловно, заслуживает одобрения. Странно лишь, что всего этого не сделали раньше.

Кстати

Беда столицы не только в том, что дороги не справляются с количеством машин, но и в том, что общественный транспорт, в общем-то, тоже справляется еле-еле. В Москве 22 сентября прошел день без машин. Многокилометровые пробки были все равно. У нас далеко не каждый готов отказаться от своего автомобиля. Но часть водителей все-таки поехала в этот день на работу общественным транспортом. Кончилось все довольно плачевно. Такой наплыв метро осилило с напрягом. Колоссальные очереди у касс, турникетов и на платформе привели к тому, что дорога до работы на метро по времени оказалась сопоставима с дорогой по пробкам. Метро не готово принять в себя еще и людей, которые сейчас ездят на машинах. Но, в принципе, подземелье содержит в себе большой потенциал. В этом городские власти уверены.

И уже вскоре в центре столицы появится гигантский подземный автопаркинг, где уместятся сотни автомобилей. Расположится он под участками: Манежная площадь – Камергерский переулок – Тверская, 13 и Тверская площадь, практически под памятником основателю Москвы Юрию Долгорукому.

Как сообщил первый заместитель руководителя Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства московского правительства Константин Королевский, подземная парковка рассчитана на 1150 машиномест и при общей площади более 50 тыс. кв. м будет разбита на несколько секций по 300–350 машиномест.

Начало реализациипроекта запланировано в рамках «Программы освоения подземного пространства столицы на 2009—2011 годы» на будущий год. Эта программа предусматривает строительство многочисленных подземных стоянок, многофункциональных центров, гаражей и пешеходных переходов на 37 подземных территориях.

Непросто осваивать столичные недра: мэрия утвердила даже создание специального подразделения, ответственного за освоение подземного пространства города. Мэр Москвы Юрий Лужков еще 1,5 года назад пытался «уйти под землю». Тогда планировалось к 2010 году застроить подземелье недвижимостю от 1,8 млн. до 3 мл. кв. м. Но как-то пока не вышло.

В полном объеме Московский городской центр освоения подземного пространства заработает к 1 января 2010 года. До этого будет проведена полная инвентаризация всех подземных помещений столицы.

Олег Адамович