Журнал
Скользкий сезон
Скользкий сезон

Скользкий сезон

Несмотря на аномально теплые зимы последних лет и прямо-таки бархатную нынешнюю осень, в наступающем сезоне никаких

Несмотря на аномально теплые зимы последних лет и прямо-таки бархатную нынешнюю осень, в наступающем сезоне никаких поблажек от природы не ожидается. По сообщению «Доринвеста»,со ссылкой на синоптиков, впереди довольно крепкие морозы, причем с обильными осадками, а значит, испытания и автомобилистам, и работникам ЖКХ предстоят нешуточные.

Главное – разбросать…

По заверению коммунальщиков, они к этому готовы. Вся столичная снегоуборочная техника – более 5,5 тысячи единиц – находится в состоянии повышенной боеготовности.

Помимо десятков стационарных снегоплавильных пунктов, действующих при ТЭЦ, в этом году будут активно использоваться и мобильные снеготаялки. Эти механизмы, позволяющие оперативно перерабатывать собранную на дорогах снежную массу (до 80 т/ч), применялись в Москве и раньше, но в меньших объемах.

Например, на объектах того же «Доринвеста» прошлой и позапрошлой зимой из 11 их функционировало максимум 7 единиц, остальные по причине небольшого количества осадков были в резерве. В период подготовки к предстоящему сезону их собрали и полностью привели в рабочее состояние. Всего же этой зимой в городе установят порядка 146 мобильных снеготаялок.

Впрочем, утилизация снега все-таки дело второе. Первостепенная же задача – своевременная уборка дорог после их обработки реагентами, а это как раз слабое звено в работе наших коммунальных служб, особенно тех, которые отвечают за второстепенные магистрали. Как показывает опыт прошлых лет, под борьбой с зимней скользкостью многие из них понимают исключительно разбрасывание/распыление антигололедных средств. Само по себе это мероприятие нужного эффекта, разумеется, не дает: для того чтобы трасса стала безопасной, мало растопить наледь – необходимо еще и ликвидировать образовавшуюся после этого кашу, просушив мостовую. Вода, конечно, не лед, но ведь и она ощутимо ухудшает сцепление колес с покрытием, увеличивая риск аварий. Додумались ли наконец до этого в ЖКХ, мы увидим в самое ближайшее время.

Химия и жизнь

Если метеорологи не обманут и зима действительно окажется суровой и снежной, противогололедные материалы (ПГМ) будут применяться по полной программе. Как говорят в «Доринвесте», пользоваться коммунальщики планируют теми же средствами, что и в прошлом году. В общем и целом это радует, поскольку хотя бы не сулит неприятных и каждый раз новых неожиданностей, преподносимых москвичам реагентами до недавнего времени.

А начались эти сюрпризы лет восемь назад одновременно с появлением современных ПГМ, которые пришли на смену технической соли и были в ту пору в новинку. Их внедрение проходило методом проб и ошибок. В итоге от целого ряда химических реагентов решили отказаться, и в 2007 году были разрешены к использованию следующие пять их наименований: жидкие ХКМ (хлористый кальций модифицированный), АГС (антигололедная смесь), ХКМ-БС, а также твердые ХК (хлористый кальций) и комплекс солей хлористого кальция и натрия. Для борьбы со скользкостью на тротуарах и во дворах оптимальным признан такой надежный и экологически безопасный материал, как старая добрая щебенка.

А вот к зимнему содержанию федеральных трасс, расположенных на территории Подмосковья, подход другой. Здесь проезжую часть в основном посыпают песочно-соляной смесью, которая по сравнению с «химией», во-первых, эффективнее с точки зрения безопасности движения, а во-вторых, экономичнее. К сожалению, в Москве это средство использовать нельзя: песок забивает городские дождеприемники и вода после ливней или таяния снега остается на поверхности, что приводит к затоплению улиц.

Против льда и... асфальта

Как пояснили ГЗР в «Доринвесте», твердые (гранулированные) реагенты применяют, когда на покрытии уже есть лед или снежный накат. Жидкие антигололедные средства распыляют как перед выпадением осадков для предотвращения образования наледи, так и для того, чтобы ее растапливать (в этом случае просто увеличивают дозу). Их водные растворы не замерзают и при очень низких температурах: ХКМ работает до –17°С, ХКМ-БС благодаря более низкой плотности – почти до –30°С, АГС до –20°С. Жидкие реагенты используются чаще твердых и считаются более технологичными, поскольку в них можно вводить добавки, уменьшающие воздействие «химии» на железо и благотворно влияющие на городскую растительность. Что касается побочного действия вышеперечисленных ПГМ, то, по мнению ученых, они не только вызывают коррозию металла, но и играют существенную роль в разрушении дорожных покрытий. Эти реагенты относятся к группе хлоридов – веществ, крайне агрессивных по отношению к битуму, одной из составляющих асфальтобетона. Согласно исследованиям МАДИ, при контакте с покрытием они значительно снижают эластичность этого материала, что приводит к появлению на битумной пленке трещин, сквозь которые в пористый щебень попадает влага. При замерзании она расширяется в объеме и «взрывает» асфальт изнутри, в результате чего на проезжей части образуются выбоины. Кроме того, хлориды ускоряют истирание резины.

Безопасность под вопросом

С точки зрения безопасности движения с реагентами тоже не все гладко. Серьезные полигонные испытания у нас проводились лишь однажды, около семи лет назад, когда внедрялся ХКМ. От первой его версии дорожники вообще пришли в ужас, поскольку по сравнению с технической солью коэффициент сцепления колеса с дорожным полотном он снижал в 1,5 раза, соответственно в 1,5 раза увеличивая риск аварий. По мнению ученых, не последнюю роль в этом играли как раз антикоррозийные и биологические добавки, придававшие раствору маслянистость. После высыхания реагента, особенно на гладких покрытиях, оставалась микропленка, практически превращавшая их в каток. Впоследствии эти опасные свойства у ХКМзаметно минимизировались, но от продолжения исследований, уже по другим ПГМ, власти отказались. [info] Таким образом, сегодня реагенты проверяются только на соответствие экологическим нормам, а насколько высок уровень их «ДТП-патогенности» и высок ли – это, как говорится, науке неизвестно. Правда, в последние несколько лет в Москве пытаются хоть как-то улучшить эту «темную» ситуацию со сцеплением. Каждую осень перед первым нанесением ПГМ дорожное покрытие теперь предварительно очищают от застрявших в нем частичек резины, пыли, грязи и масла. Делается это с помощью моющего средства «Чистодор» – безвредной концентрированной жидкой смеси с антистатическими и бактерицидными добавками (ее также широко используют при уборке павильонов метро и мойке машин). Техника разбрызгивает этот шампунь на асфальт, а затем смывает его водой. Весной, в апреле-мае, баню с «Чистодором» столичным магистралям устраивают вторично, смывая с них в том числе и остатки реагентов.

Александра Рейнсон