Журнал
BMW
Крис Бэнгл - Мартин Лютер автомобильного дизайна

BMW

52-летний Кристофер Бэнгл, с октября 1992 года возглавлявший BMW Group Design Development, объявил об уходе со своего поста. Более того, один из самых харизматичных автомобильных дизайнеров нашего времени намерен, как говорит

52-летний Кристофер Бэнгл, с октября 1992 года возглавлявший BMW Group Design Development, объявил об уходе со своего поста. Более того, один из самых харизматичных автомобильных дизайнеров нашего времени намерен, как говорится, сменить тему, и реализовать свой огромный творческий потенциал в новой для себя и пока неизвестной для общественности сфере художественного конструирования.


Крис, родившийся в Соединённых Штатах, окончил университет штата Висконсин и расположенный в Пасадене (Калифорния) Art Center College of Design. Его карьера с самого начала обрела европейскую ориентацию. После работы на Opel в Рюссельхайме Бэнгл перешёл на Fiat, где во второй половине 80-х годов он быстро продвигался по службе, и в 1992-м стал главой фирменного центра стиля. Наиболее яркое произведение бывшего Fiat’овского шеф-дизайнера — модель Coupe до сих пор не утратила своей оригинальности.


После Турина Крис перебрался в Мюнхен, и немецкий этап его творческого пути оказался самым плодотворным. Благодаря Бэнглу в дизайне BMW произошли радикальные перемены, вызвавшие, мягко говоря, полярные суждения в профессиональной среде и прессе. Но сколь бы жёсткой ни была критика, а предложенная Крисом художественная концепция «огненная поверхность» сильно отразилась на автомобильном стайлинге XXI столетия.


Бытует мнение, что «первая ласточка» весны не делает, поэтому продемонстрированный в 1999 году концепт-кар BMW Z9 был вполне обоснованно воспринят как ни к чему не обязывающий полёт фантазии баварских автостроителей. Но когда в 2001-м дебютировал ещё более эксцентричный X-Coupe, стало ясно, что BMW готовится к революционным преобразованиям.


С предельной выразительностью стиль «flame surfacing» воплотился в моделях Z4 и M Coupe, а в более «приглушённом» виде (критика всё-таки сыграла свою роль) он был успешно реализован в 1-Series и 3-Series. Атака на дизайнерский консерватизм BMW, совершённая под командованием Бэнгла, поражает своей дерзостью и бескомпромиссностью. Примечательно, что выдержанные в классическом стиле модели Z3 и Z8 тоже создавались под его чутким руководством, и вплоть до конца 90-х годов ничто не предвещало столь разительных перемен.


«Я рассматриваю себя в качестве медиатора между корпоративным истеблишментом и творческой средой» — говорит Крис и, судя по его смелым экспериментам, с этой ролью он справлялся безупречно. Среди составляющих успеха Бэнгла — шарм, утончённый артистизм и склонность к импровизации, которую он проявлял во время демонстрационных показов для руководства BMW и на автосалонах. Многие журналисты подметили у него дар искуссного гипнотизёра — он может быстро переманить на свою сторону даже самого непримиримого оппонента.


«Критика меня ничуть не смущает, и я воспринимаю себя гонщиком, который не отслеживает соперников в зеркале заднего вида, поскольку впереди — очередной крутой поворот, в который нужно точно вписаться» — такова жизненная позиция Бэнгла. Ещё совсем недавно бушевали страсти вокруг «семёрки» BMW предпоследнего поколения, и за этот автомобиль Бэнглу досталось, что называется, по полной программе. Наибольшую полемику вызвала задняя часть кузова, которую из-за характерной формы багажника прозвали «турнюром» (tournure — широкое платье конца XIX века, под которое подкладывалась подушечка для придания изящества женской фигуре).


Жаркая полемика улеглась, когда примеру BMW дружно последовали другие производители, включая Mercedes-Benz с его флагманским S-классом. Наряду с уже упоминавшимися моделями Крис курировал разработку моделей 5-Series, 6-Series, Х3, X5, X6, а также Mini, Rolls-Royce и мотоциклетную гамму BMW. При его активном участии были созданы специализированные центры (дизайн, консультационные услуги для различных отраслей) в Калифорнии (BMW Group DesignworksUSA), Мюнхене и Сингапуре.


На предстоящем женевском автосалоне будет представлена его очередная разработка - Progressive Activity Sedan Concept]Какими бы убедительными ни были аргументы критиков мистера Бэнгла, но даже они признают, что этому энергичному американцу удалось «переформатировать» одного из наиболее консервативных автостроителей Старого Света.

#BMW
Игорь Васильев