Журнал
Старье берем,или Как в Москве цивилизованно продать подержанный автомобиль
Старье берем,или Как в Москве цивилизованно продать подержанный автомобиль

Старье берем,или Как в Москве цивилизованно продать подержанный автомобиль

Идея этой статьи появилась сама собой.Один из наших сотрудников решил сменить автомобиль и занялся продажей старого. Но

Идея этой статьи появилась сама собой.Один из наших сотрудников решил сменить автомобиль и занялся продажей старого. Но процедура реализации представлялась до одури нудной – нужно было размещать объявления о продаже, отвечать на звонки, выискивать время и мотаться по пробкам на встречи с потенциальными покупателями, выслушивая, какое барахло им предлагается за такие несусветные деньги…

Впрочем, товар казался весьма ходовым: Mitsubishi Lancer 1.6 2003 года выпуска с пробегом около 80 тыс. км. Из внешних повреждений – обычные для такого возраста потертости на кузове, серьезных аварий не было, явных технических проблем тоже. К тому же все документы об обслуживании и ремонтах владелец хранил.

За аналогичные машины в объявлениях просили в среднем 330 тысяч рублей – от этой суммы и было решено оттолкнуться с расчетом на снижение в итоге торга до 300 тысяч. Но объявление на сайте auto.ru результата не дало – звонки поступали вяло, а смотрели машину и вовсе единицы, поскольку на рынке подобных вариантов очень много.

Анализ предложений автосалонов показал, что есть две схемы выкупа автомобилей. Первая – комиссионная, когда автосалон выставляет машину на свою площадку по предложенной продавцом цене, а после реализации удерживает себе заранее оговоренный процент продажной стоимости (обычно от 5 до 20% в зависимости от автомобиля и аппетитов салона) либо фиксированную сумму за услуги (8–25 тыс. рублей). Разумеется, в этом случае ни сроков продажи, ни вообще каких-либо гарантий реализации салон не дает, но если продавец решит забрать машину, ему, возможно, придется заплатить магазину какую-то сумму (обычно весьма разумную) за хранение автомобиля. Впрочем, если товар популярный, а цена адекватная, дольше первых же выходных автомобиль, как уверяют дилеры, у них не задерживается.

Вторая схема предполагает прямой выкуп с немедленной выплатой денег. Но поскольку дилер в этом случае берет на себя риски, то предлагает обычно менее выгодные условия. Понятно, что, если деньги нужны быстро, альтернативы выкупу нет.

Не тот профиль

В поисках наиболее выгодного варианта мы отправились по столичным автосалонам практически наугад, без предварительной подготовки. Первым попавшимся оказался один из дилеров фирмы Chery. Выяснив, что простым выкупом машин без оформления последующей покупки нового автомобиля салон не занимается, мы собрались было уходить, но сотрудники салона решили-таки осмотреть машину, «если цена устроит». Lancer испытали на ходу, повесили на подъемник, тщательно осмотрели подвеску и состояние силовых элементов кузова, багажник и подкапотное пространство, найдя следы косметического ремонта порога и оценив общее состояние как хорошее. После телефонного совещания вынесли вердикт: поскольку цена такой машины на рынке якобы не превышает 265 тыс. (!), то они готовы предложить мне аж… 235. Смех, да и только. Стало очевидно, что обращаться в непрофильные фирмы не стоит – они не владеют информацией и хотят слишком много заработать.

10 дней на размышления


В компании Blue Fish, которая базируется в родных для Mitsubishi салонах «Рольф», рынок оценили более трезво. Моментально найдя в фирменной базе данных информацию о том, когда рихтовался порог и почему менялся задний бампер, менеджер озвучил максимально возможную сумму, которую владелец автомобиля может получить на руки, – искомые 300 тысяч. Но окончательную готов был назвать только после обязательной диагностики стоимостью 2 тысячи рублей (эти деньги не возвращаются, даже если вы ударите по рукам). Менеджер честно предупреждает, что осмотр может продлиться до четырех часоввместо рекламного часа – велика загрузка техцентра. Так и вышло. [info] После диагностики цена упала до 280 тысяч – возникли нарекания к состоянию задних колодок, аккумулятора, приводных ремней, втулок стабилизаторов и свечей зажигания, хотя последние менялись совсем недавно. Не оспариваем, но ищем варианты – менеджер предлагает поднять цену на 10 тысяч, если мы самостоятельно заменим ремни, колодки и свечи. Впрочем, смысла в такой рокировке нет. Не было смысла и сдавать автомобиль на комиссию по своей цене – Blue Fish берет 15% продажной стоимости, то есть, выставив Lancer, скажем, за 320 тысяч, мы бы получили 272. На раздумья Blue Fish дает 10 дней и не более 1000 км пробега, в течение которых действует акт осмотра. Вот только в листе диагностики отмеченные неисправности не значились – что же тогда покажут будущему покупателю?

Ждите ответа

Крупная площадка автомобилей с пробегом компании Musa Motors выкупить Lancer отказалась, взявшись лишь быстро продать его на условиях комиссии. Озвученные 300 тысяч менеджера не смутили («Можно даже дороже…»), свои услуги дилер оценил в 7% продажной суммы. На подъемник машину не поднимали, а вот кузов был осмотрен очень тщательно с измерением толщины лакокрасочного покрытия на всех деталях. Выяснилось, что менялось еще и переднее крыло… Менеджер записал комплектацию, переписал VIN-номера машины и обещал перезвонить в течение часа, чтобы озвучить максимальную сумму, за которую наш Lancer имеет смысл выставлять на их площадку. Но так и не перезвонил.

Быстро не значит дешево

В поисках дилера попроще набрели на один из салонов «АвтоГермес», официального дилера АВТОВАЗа и ряда других марок. Сотрудник комиссионного отдела столь же детально, хотя и без прибора, изучил кузов, совершил пробную поездку по ухабам, просмотрел, как и все предыдущие, текущие предложения в Cети и попросил назвать желаемую сумму. 300 тысяч на руки его устроили сразу. Мы составили акт оценки транспортного средства, где и указали эту сумму, – оставалось только снять Lancer с учета.

Имея в виду почти гарантированные 300 тысяч, отправляемся еще на одну из крупнейших московских площадок комиссионной торговли, принадлежащую компании «Автостарт». Здесь подержанными машинами занимается целый отдел! И опять та же альтернатива: быстрая комиссионная продажа или, если уж клиенту так хочется, более дешевый выкуп. Размеры комиссионного вознаграждения дискретны и зависят от «вилки» продажной цены машины. Например, за реализацию нашего Lancer мы бы заплатили 15 500 рублей. Предусмотрена бесплатная процедура диагностики, но озвученные при поверхностном осмотре суммы не порадовали: 260–280 тысяч при выкупе, около 300 – при комиссионной продаже.

В Сети и наяву

Поинтересовались мы и возможностью продажи машины через интернет-аукцион Yoshida. По идее все просто: машина проходит тщательный технический осмотр и криминалистическую экспертизу с составлением подробнейшего аукционного листа, фотографируется в студии – и выставляется на электронные торги. Потенциальные покупатели, имея полные данные о состоянии авто вплоть до чистоты сидений, участвуют в on-line торгах, которые вполне могут заметно повысить первоначальную сумму. Все расчеты покупателя и продавца ведутся через аукцион. С продавца Yoshida берет 5% от назначенной стартовой цены плюс сумма за осмотр – от 7 до 12 (!) тысяч рублей. Этих денег не было бы жалко, если б подобные аукционы были хорошо раскручены и имели поток клиентов. Ну а пока люди предпочитают ходить по площадкам…

А в чем же привлекательность покупки подержанных машин именно в салонах? В случае комиссионных машин автосалон лишь сводит продавца с покупателем, но для последнего это просто удобно: на одной площадке можно разом осмотреть несколько автомобилей. За выкупленные машины дилер уже несет некоторую ответственность: юридическая чистота подкрепляется как минимум тем, что машина прошла процедуру снятия с учета, техническую информацию предоставляет сам дилер после диагностики. Некоторые автосалоны даже дают на подержанные автомобили небольшую гарантию. Но о том, насколько честно такой продавец выдает историю машины, остается только догадываться, хотя с откровенным барахлом или «мутными» вариантами дилеры связываться не будут. А кроме того, подержанную машину у автосалона можно купить в кредит.

Как показал наш опыт, быстро и цивилизованно продать машину в Москве можно – Lancer мы отдали на выкуп «АвтоГермесу», получив свои вожделенные 300 тысяч. Главное – не загибать цену и не лениться ездить по салонам. Может статься, что в каком-то из них ваш автомобиль посчитают более ликвидным товаром.

P.S. Уже после подготовки этого материала выяснилось, что цены на выкуп автомобилей местами сильно упали – менеджеры ссылаются на кризис. А где-то, напротив, повысились. Во всяком случае, уже имеющиеся на площадках машины продают по прежним, докризисным…

Иван Беляков