Журнал
Защитная реакция
Защитная реакция

Защитная реакция

Автомобилист в чем-то сродни художнику – его тоже легко обидеть. Например, очень хорошо это получается у некоторых

Автомобилист в чем-то сродни художнику – его тоже легко обидеть. Например, очень хорошо это получается у некоторых гаишников и страховщиков. Как? Рассказывает руководитель компании «Автоюрпомощь» Юрий Карягин.

– Что касается сотрудников ГИБДД, то сейчас очень много жалоб на неправомерные обвинения водителей в выезде на встречную полосу, – говорит Юрий Валентинович. – Доказать в этом случае их невиновность в суде крайне сложно: необходимы свидетели, видеосъемка или диктофонная запись переговоров с инспектором, независимое медосвидетельствование. Без юриста здесь тоже не обойтись, поскольку только он может выявить процессуальные нарушения, которые встречаются довольно часто и позволяют закрыть дело. Чаще «грешит» встречкой область – в Москве связанных с ней злоупотреблений со стороны ГАИ гораздо меньше.

Серьезная статья дохода автоинспекторов – пьянство за рулем, его очень любят инкриминировать водителям, особенно тем, кто ездит один поздно вечером. Выигрываются подобные дела тоже со скрипом, в основном опять-таки процессуально, то есть когда протокол составлен с нарушениями, не хватает каких-то документов или, например, затягивается их перевод из одной инстанции в другую и тем временем истекает срок рассмотрения дела.

– Как обезопасить себя от произвола вымогателей?

– Стопроцентно – никак, можно лишь минимизировать его последствия, снизить риски. Иногда бывает достаточно проявить знание закона, почерпнутое из КоАП, положения о медэкспертизе, информационно-разъяснительных материалов ГИБДД – их хорошо держать под рукой, в машине. Также полезно иметь наготове диктофон: в судах принимают записи даже в цифровом варианте. Будут ли они приобщены к делу, конечно, вопрос, но в качестве дополнения к другим доказательствам сработать могут. После составления протокола необходимо внимательно с ним ознакомиться и только потом ставить подпись. Если вы не согласны с его содержанием, есть графа комментариев. При ее заполнении советую максимально конкретизировать, что именно вас не устраивает в версии гаишников, а не ограничиваться общими формулировками типа «не согласен». Случается, что водители в такие моменты нервничают, не могут собраться с мыслями. Если чувствуете, что не получается взять себя в руки, – вызовите знакомого, родственника (не обязательно юриста), который с холодной головой,без эмоций перечитает и осмыслит написанное. Помните, что от оформления первичного документа зависит очень многое.

– А как вы посоветуете общаться со страховщиками?

– Прежде всего надо серьезно подходить к их выбору. Руководствоваться соображениями экономии при этом не стоит, иначе потом может выясниться, что ваша компания либо не платит, либо на ее техцентрах очередь на месяцы вперед, либо еще что-нибудь не так. Лучше всего предварительно обратиться к брокерам, стаж которых на рынке более пяти лет – они помогут выбрать страховую программу, которая подойдет конкретно вам, в том числе и с точки зрения финансов. Ведь правила, пакет услуг, тарифы у разных страховщиков заметно отличаются.

Также не рекомендую гоняться за брендами: в Москве достаточно хороших компаний второго ряда, где и условия проще, и с выплатами не хуже. Что касается последних, перед заключением договора важно обратить внимание на способ, с помощью которого страховщик собирается возмещать вам убытки. Этих способов может быть три: выплаты по калькуляции, путем ремонта на сервисе страховщика и по чекам сервиса, выбранного вами. Что нужно о них знать? Калькуляция не предполагает, например, возмещения оригинальных деталей, составляется исходя из усредненных сумм, и потому выплаты по ней всегда занижены. Во втором случае также есть существенный минус. На момент покупки полиса компания может сотрудничать с одним техцентром, но впоследствии не продлить с ним договор и предоставить вам другой техцентр, который не обязательно вас устроит. Третий способ (чеки) подразумевает достаточно высокую стоимость страховки, но зато вы получаете гарантированно качественный ремонт на своей техстанции.

При оформлении договора нельзя забывать и о теоретически возможном банкротстве любой компании, поскольку получить с нее деньги при таком форс-мажоре, скорее всего, не получится. Впрочем, это, как и все, о чем я говорил выше, относится только к каско. С автогражданкой проще: правила и тарифы у всех компаний одинаковые, а при банкротстве ответственность по их обязательствам берет на себя Российский союз автостраховщиков. Правда, существует одиннюанс – максимальный размер выплат по стандартному полису ОСАГО составляет 120 тыс. рублей. Этого зачастую не хватает для возмещения ущерба, нанесенного дорогой машине, а недостающую сумму, если что, потерпевший вправе требовать с виновника ДТП. Поэтому советую покупать страховку ОСАГО с расширением, предполагающую выплаты до 1 млн. рублей. Она дороже обычной всего на 30–40 долларов, зато спать можно спокойно.

– Расскажите, пожалуйста, о наиболее частых конфликтах со страховщиками.

– К типичным случаям относятся многочисленные отказы на основании так называемых ложных сведений в страховом заявлении. Эти ситуации возникают при угонах, когда выясняется, что после заключения договора человек, например, поменял одну сигнализацию на другую, а страховщика об этом не уведомил. Поскольку выигрываются подобные процессы с трудом, о таких вещах компанию надо информировать своевременно.

Также немало проблем с недоплатами по ОСАГО, из-за которых пострадавшим владельцам старых машин приходится делать ремонт практически за свой счет. Как показывает практика, взыскать через суд ущерб до 50–80 тыс. рублей сложно, но можно. Беда в том, что большинство этих страхователей от борьбы заведомо отказываются, жалея время и нервы.

Обладателям полисов ОСАГО приходится оспаривать в судах и невыплаты в связи с повреждениями, которые якобы не соответствуют обстоятельствам ДТП. Эта мода появилась года два с половиной назад, когда при компаниях стали возникать псевдоэкспертные подразделения, легко штамповавшие такую «липу». Единственное, что можно ей противопоставить, – это фотографии поврежденного авто на месте происшествия, а также результаты трассологической экспертизы, сделанной в МАДИ или НАМИ. К счастью, сейчас такие дела резко пошли на убыль.

Еще одна заметная часть разбирательств по осаговским страховкам связана с невыплатами из-за оставления водителем места ДТП. Такое действительно бывает, и нередко: чтобы не создавать пробку, люди, не подозревая о последствиях, довольно часто отъезжают куда-нибудь в сторонку. В данном случае все попытки изменить решение страховщика через суд бесперспективны, посколькуоно законно.

– Какие еще дела заведомо проигрышны для автолюбителей?

– Например, по получению страховки за угнанную машину, купленную в кредит и еще не поставленную на учет. В итоге ни авто, ни компенсации, плюс долг банку. Кстати, случается такое довольно часто. Можно попасть и по-другому. В последнее время успешно действует схема, когда мошенники берут автомобиль в кредит и умудряются тут же его продать. Тот, кто приобретает такую машину, очень скоро оказывается перед дилеммой: либо отдать ее банку, простившись и с затраченными на покупку деньгами, либо оставить себе и платить по кредиту. Не менее безрезультатны и попытки взыскать компенсацию за угон авто со стоянки, если с ней не заключен договор хранения с материальной ответственностью парковщиков. [info] Мало того, даже если документ есть, автовладельцам следует обратить внимание на все прописанные в нем детали, в частности, на временные параметры охранных услуг стоянки. Может оказаться, что предоставляются они, например, в интервале с 23.00 до 7.00. И если вашу машину умыкнули, скажем, в девять вечера, выплат от страховщика вы не добьетесь. Правда, теоретически есть шанс взыскать ущерб непосредственно с парковщиков, но история эта долгая и муторная. Так что будьте бдительны!

Александра Рейнсон