Журнал
Fiat
Fiat экономит на воздухе

Fiat

Увеличение мощности на 10%, 15-процентный рост крутящего момента на низких оборотах, снижение расхода топлива от 10 до 25% и выброса двуокиси углерода на 10% — таковы преимущества технологии MultiAir, которую

Увеличение мощности на 10%, 15-процентный рост крутящего момента на низких оборотах, снижение расхода топлива от 10 до 25% и выброса двуокиси углерода на 10% — таковы преимущества технологии MultiAir, которую Fiat продемонстрировал на прошедшем женевском автосалоне. В конце текущего года состоится дебют Alfa Romeo MiTo, оснащённой 16-клапанным 1.4-литровым бензиновым двигателем, содержащим революционное know-how.

В дальнейшем MultiAir будет адаптирована к дизельным моторам Fiat, и ожидаемый эффект выражается снижением на 60% окислов азота при запуске и прогреве двигателя, а выброс двуокиси углерода, согласно прогнозу, сократится на 40%. Разработка новой технологии началась в 80-х годах прошлого столетия, когда электронный впрыск топлива, применяемый на бензиновых двигателях, достиг высокого уровня совершенства.

Инженеры Fiat наряду со своими коллегами из конкурирующих компаний пытались снизить потерю энергии (около 10%), которая имеет место при циркуляции воздуха в двигателе с момента его подачи в цилиндры до выхода из выпускной системы. Использование электромагнитных клапанов, которые должны были обеспечить большой прорыв в автомобильном моторостроении, не увенчалось успехом.

Разработчикам так и не удалось сделать систему достаточно простой, надёжной и недорогой, к тому же она требовала немалых энергетических затрат. Убедившись, что из этой идеи ничего «выжать» не удаётся, многие автопроизводители сконцентрировали усилия на совершенствовании электромеханической системы управления клапанами с изменяемыми фазами газораспределения.

В середине 90-х годов Fiat стал экспериментировать с электрогидравлическим приводом, который позволяет эффективнее контролировать подачу воздуха в цилиндры и повышает экономичность, и накопленный опыт привёл к созданию MultiAir. Её преимущества достигаются благодаря оригинальному комбинированному приводу впускных клапанов, которые управляются кулачками распределительного вала и поршнями с гидравлическими камерами, контролируемыми соленоидами.

Когда соленоид закрыт, камера, наполненная жидкостью, работает как твёрдое тело, передающее механическое усилие к впускному клапану. При открытом клапане жидкость не в состоянии преодолеть сопротивление пружины, и клапан закрывается. Причём в финальной фазе закрытия срабатывает гидравлический тормоз, так что весь процесс отлично сбалансирован.

При максимальной нагрузке соленоид находится в закрытом положении, а клапана открыты, что называется, на всю катушку. Для получения хорошей тяги на малых оборотах соленоид обеспечивает раннее закрытие впускного клапана — это препятствует нежелательному «откату» воздушной массы в коллектор и способствует максимальному наполнению цилиндра. [info] В режиме средней нагрузки соленоид открывает клапан частично — это увеличивает скорость воздушного потока и улучшает процесс формирования рабочей смеси. В режиме MultiLift (преимущественно при небольшой нагрузке) распредвал работает вкупе с MultiAir. 

#Fiat
Михаил Титов