Журнал
Ленинградка: последняя версия
Ленинградка: последняя версия

Ленинградка: последняя версия

Не так давно стало известно, что в планы реконструкции пересечения Ленинградского шоссе с Фестивальной улицей внесены

Не так давно стало известно, что в планы реконструкции пересечения Ленинградского шоссе с Фестивальной улицей внесены очередные коррективы. Такое уже cлучалось и с другими объектами Большой Ленинградки, поэтому понять, что же получится в итоге, сегодня весьма непросто. Как выглядит последняя на сегодняшний день версия бессветофорной трассы «от Кремля до канала», попытался установить корреспондент ГЗР.

Пушкинская площадь

Хотя черновой вариант реконструкции Пушкинской – первого звена Большой Ленинградки, появился еще лет пять назад, полной ясности здесь нет до сих пор. В свое время было предложено построить на площади торгово-развлекательный комплекс с подземным паркингом, а под Тверской пробить тоннель и таким образом избавиться от светофора на пересечении с Тверским и Страстным бульварами. И все бы хорошо, но вот только торговый гигант, спроектированный турецкой компанией-инвестором, имел площадь под 100 тыс. кв. м и помимо солидного «подвала» претендовал еще и на три наземных этажа. Перспектива заполучить такой «домик-пряник» в историческом центре с его сложившимся архитектурным обликом никого, естественно, не обрадовала. Вдобавок всплыли и кое-какие «мелочи». Стараясь выкроить как можно больше места под торговлю, турки немилосердно урезали площадь подземного гаража.

Решить проблемы с парковкой, традиционные для Пушки, в таком виде паркинг заведомо не мог, тем более что с появлением огромного магазина приток транспорта сюда увеличивался в разы. Кончилось все тем, что против «турецкого гамбита» выступило не только большинство экспертов, но и мэр, после чего его авторы вынуждены были откланяться.

Хотя с тех пор прошло больше двух лет, кто и что теперь будет ваять на Пушкинской, так до конца и не известно. Вместе с архитектурной частью проекта автоматически «подвисла» и дорожно-транспортная – «подвальная» парковка и тоннель, которые предполагалось строить на деньги инвестора. Первая, судя по высказываниям чиновников, здесь, видимо, все-таки появится, вопрос со вторым остается открытым. Если существующее планировочное решение развязки все же реализуют, выглядеть она будет следующим образом. По наземному уровню в отсутствие светофорного регулирования пустят Тверскую, по подземному – Бульварное кольцо. Тоннель, по которому оно пройдет, со стороны Тверского бульвара будет иметь два «рукава»: по одному из них организуют движение в направлении Петровки, по другому – в направлении Никитских Ворот. Ради этого в жертву придется принести часть скверика (все остальное, включая памятник, останетсяна своих местах). Выезд на Тверской бульвар с Тверской улицы при движении в центр (по Б. Бронной и Сытинскому переулку) согласно проекту предполагается расширить, а на Б. Бронной организовать спуск в подземный двухуровневый паркинг, рассчитанный примерно на 1000 м/м. Над ним (напротив «Макдоналдса»), возможно, будут обустроены выставочные павильоны и каток, но пока это лишь разговоры.

– На данный момент мы готовим новый проект реконструкции Пушкинской площади, который скоро будет выставлен на обсуждение в Градостроительном совете, – пообещал глава Москомархитектуры Александр Кузьмин. Что ж, наберемся терпения…

Площадь Тверской Заставы

Следующий намеченный под глобальное переустройство транспортный узел Большой Ленинградки – Тверская Застава, или площадь Белорусского вокзала. С ее реконструкцией на сегодняшний день все более-менее понятно (хотя как знать). Наземную парковку отсюда уберут, обустроив места хранения авто в двух нижних уровнях подземного многофункционального комплекса (спуск на стоянку будет располагаться ближе к Брестским улицам и Грузинскому Валу).

Серьезно изменится и организация движения в этом районе. 1-я Брестская станет односторонней в направлении Триумфальной, 2-я Брестская – в обратном направлении. Светофор на пересечении 1-й Тверской-Ямской и Лесной улиц демонтируют – соответственно, существовавшие здесь выезды с Тверской Заставы на Лесную, Бутырский Вал и Тверскую в центр после реконструкции не откроются. Первые два перенесут на противоположную сторону площади и проведут под путепроводом, через тоннель, третий – через 1-ю Брестскую.

Для организации выездов на Ленинградку с Тверской Заставы и Бутырского Вала к мосту подключат две двухполосные эстакады (со стороны храма), а выезд с моста на площадь расширят до 3 полос.

Собственно Белорусский путепровод, имеющий культурно-историческую ценность, сперва трогать не хотели, но после его тщательного обследования планы пришлось менять. Состояние объекта специалисты оценили как предаварийное, поэтому строить его будут заново, стараясь придать максимальное сходство с предшественником. После реконструкции ширина моста возрастет до 12–13 полос (5 в центр, 7–8 в область), протяженность – с 200 до 300 м, высота над путями МЖД Смоленского направления – с 5,6 до 6,7 метра. На период строительства, которое стартует предположительно в начале 2009 года и потребует полного перекрытия движения, рядом с путепроводом в одном уровне с ним будет запущена временно-постоянная 8-полосная эстакада-дублер. Часть ее затем используют в конструкции нового моста, который начнет функционировать в первой половине 2010 года. На этом участке Большой Ленинградки планируют и другие преобразования. Непосредственно под дорогой здесь обустроят два трехуровневых подземных паркинга общей вместимостью 650 м/м. Первый появится со стороны Тверской Заставы, второй – со стороны завода «Слава». Территорию вокруг завода, кстати, в скором времени тоже ожидает реконструкция. Улицы Нижнюю и 1-ю Ямского Поля предполагается перевести на одностороннее движение (обе в направлении Ленинградки).

Произойдут некоторые изменения и на самом проспекте. Его боковой проезд в направлении области собираются расширить на 2 полосы (за счет газона и частично бульвара), а на пересечении с улицей Правды соорудить надземный пешеходный переход. Были намерения построить здесь подземный переход и тоннель для выезда с Правды на Ленинградку в центр, но это решение не встретило понимания у мэра. С его точки зрения, оно требует неоправданно больших затрат – целесообразнее обустроить этот поворот чуть дальше, на пересечении Ленинградки с ТТК, а пешеходов переправлять через проспект «по воздуху».

Сокол

Первоначально на Соколе, где работы уже в разгаре, собирались организовать трехуровневую развязку с эстакадой и регулируемым перекрестком на стыке Ленинградки, Алабяна и Балтийской. Потом в проект были внесены коррективы: эстакаду, которая подходила слишком близко к домам, решили заменить тоннелем, а от светофора избавиться. В итогеразвязка получилась двухуровневой, а ее подземный «этаж» включает целых три тоннеля: уже открывшийся после обновления Ленинградский и заново строящиеся Волоколамский и Балтийский. Волоколамский тоннель, длина которого около 1,7 км, пройдет вдоль Ленинградского проспекта и Волоколамского шоссе. При движении из центра он начнется у МАДИ, окончательно уйдет под землю в районе улицы Новопесчаная, а на поверхность вынырнет за МАИ. Сооружение предусматривает 3 полосы в каждую сторону. Проезд по нему в область обещают открыть уже в декабре, из области – в первом квартале будущего года. [info] Второй тоннель, также трехполосный, сперва собирались строить от М. Песчаного переулка под улицей Алабяна и до улицы Усиевича под Балтийской. Однако затем было принято решение пробивать его дальше на северо-восток – под железной дорогой Рижского направления, до пересечения улиц Б. Академической и Клары Цеткин. Таким образом, это сооружение, которое пройдет не только под Ленинградским и Волоколамским тоннелями, но и под Замоскворецкой линией метро, будет иметь длину порядка 2000 метров. Первый его отрезок, до Усиевича, вероятно, закончат в 2009 году, сроки строительства второго пока не ясны.

Что касается временных трудностей, которые уже второй год испытывают в связи с работами на развязке автомобилисты и пешеходы, то к ним недавно прибавилась еще одна. В конце октября было ликвидировано трамвайное кольцо у магазина «Арбат Престиж». На его месте в процессе строительства обещают установить трансбордер – специальный разворотный механизм, позволяющий обойтись без обустройства громоздкого «круга». Пока же трамвайное движение по Волоколамскому шоссе от улицы Панфилова до Сокола закрыто на неопределенное время.

Пересечение с Фестивальной улицей

За развязку на Фестивальной улице и примыкающие к ней участки толком еще не брались, и произойдет это, судя по всему, с существенными отклонениями от графика. Причина – поправки, внесенные в проект. Самый первый его вариант предполагал строительство эстакады от входа в парк Северного речного порта до дома № 92 по Ленинградскому шоссе. Это сооружение позволяло обустроить в наземном уровне развороты, а также съезды с Фестивальной на Ленинградку в центр и с Ленинградки на Фестивальную из области, не препятствующие непрерывному движению по шоссе. Увы, не сложилось: против эстакады, проходившей вблизи домов, возражали местные жители. Тогда проектировщики предложили другое решение – пройти пересечение с Фестивальной тоннелем. Но, как выяснилось, этому мешают проложенные вдоль шоссе коммуникации. В итоге был утвержден последний из трех возможных вариантов: развязку оставить как есть, в одном уровне, а от организации полного поворотного движения на ней отказаться. Таким образом, здесь будет проведено только расширение шоссе на полосу в каждую сторону, а чуть дальше, на пересечении с Беломорской, пройдут работы по реконструкции путепровода тоннельного типа. Сейчас его проезжая часть имеет неодинаковое количество полос: в сторону области – 5, в сторону центра – 4. После переустройства их количество будет выровнено, а само сооружение увеличится в поперечнике до 46 метров.

В рамках проекта также планируется расширить до 6 полос Смольную улицу и обновить все подземные переходы на участке между Головинским шоссе и Химкинским мостом. В связи с тем, что проект требует обновления технических условий, его реализация откладывается до второй половины 2009 года, а окончание строительства – на 2011-й.

Мост через канал

Завершающий отрезок Большой Ленинградки – мост через канал имени Москвы. Согласно планировочному заданию Москомархитектуры работы здесь начнутся с возведения нового мостового сооружения (если двигаться из центра, оно будет располагаться по левую сторону от старого и чуть выше). Его протяженность составит 297 м, ширина – около 24 м (5 полос + 2 разделительные + пешеходные дорожки). Проехать по нему можно будет только из области в Москву.

После запуска этого объекта, на строительство которого потребуется порядка полутора лет, придет очередь старого моста, где собираются полностью заменить гидроизоляцию, деформационные швы, асфальтовое покрытие, окраску, перила. Кроме того, реконструируют его путепроводы и за счет сужения тротуаров увеличат проезжую часть (с 5 до 6 полос, по 3,75 м каждая). На все эти работы потребуется около 6 месяцев. После их завершения движение по объекту возобновится, но только в одну сторону – из Москвы в область. По мнению специалистов, после реконструкции мост, которому сейчас без малого 40 лет, успешно прослужит еще столько же. Его открытие должно состояться в конце 2010 г.

Помимо выше перечисленных мероприятий в рамках проекта строительство подземного пешеходного перехода, который появится на Ленинградке со стороны области, в 500 м от мостов.

Александра Рейнсон