Журнал
Matra M530 - «пластмассовая ракета»
Matra M530 - «пластмассовая ракета»

Matra M530 - «пластмассовая ракета»

В послевоенной Европе французская компания Matra (Societe General de Mechanique Aviation-Traction) стала ведущим разработчиком и производителем управляемых ракет различных классов. В сентябре 1964 года Matra приобрела скромно


В послевоенной Европе французская компания Matra (Societe General de Mechanique Aviation-Traction) стала ведущим разработчиком и производителем управляемых ракет различных классов. В сентябре 1964 года Matra приобрела скромное предприятие Automobiles Rene Bonnet, выпускавшее 2-местную модель D’Jet 5. Один из таких оригинальных спортивных автомобилей со стеклопластиковым кузовом был подарен Юрию Алексеевичу Гагарину во время посещения научно-исследовательского центра Matra первым космонавтом планеты Земля.


Быстро освоив технологию мелкосерийного производства среднемоторного D’Jet 5 и последовавшего за ним D’Jet 6, автомобильное подразделение Matra разработала собственную модель. Дебют Matra M530 состоялся на женевском автосалоне 1967 года. От своих предшественников он отличался более вместительным пластмассовым кузовом типа «2+2», который устанавливался на стальное днище. Благодаря съёмным панелям крыши, хранящимся в скромном переднем отсеке, кузов «купе» легко трансформируется в открытый «тарга».


Мощная ферма, выполняющая функцию дуги безопасности, усиливает жёсткость кузова в зоне задних стоек. В целом шасси М530 напоминает ходовую часть моделей D’Jet 5 и D’Jet 6. Облегчённая независимая подвеска всех колёс с широким заимствованием комплектующих Renault дополнена мощными стабилизаторами. Реечное рулевое управление, дисковые тормоза спереди и сзади — свидетельство технического совершенства французского автомобиля.


Рядный 4-цилиндровый двигатель Renault уступил место мотору V4, заимствованному у модели Taunus, выпускавшейся европейским подразделением Ford Motor. 73-сильный движок с 60-градусным углом развала блоков, агрегатированный с 4-ступенчатой механической КПП, идеально вписался в среднемоторную схему, не потребовав никаких изменений при продольном размещении. Одновременно разработчики получили пространство для полноценного багажника с крышкой, который они обустроили позади моторного отсека.


Обеспечив удобный доступ к двигателю, инженерам Matra удалось решить проблему, типичную для среднемоторных автомобилей. Кстати сказать, у родстера Boxster данный недостаток относится к числу наиболее существенных — с этим знакомы механики сервиса Porsche. [info] На Matra M530 эта операция осуществляется довольно просто — достаточно откинуть задний колпак, изготовленный из прозрачного пластика, и снять верхний кожух двигателя. Однако здесь следует быть осторожным, поскольку кожух может испачкать текстильную обивку, к тому же колпак не обладает высокой устойчивостью к механическим повреждениям.


В любом случае по удобству обслуживания силового блока Matra M530 превзошёл появившихся позже «среднемоторников» — Porsche 914 и Fiat X 1/9. Современников поразил не только «инопланетный» дизайн М530. Благодаря хорошей сбалансированности Ford’овского мотора и широкому использованию синтетических материалов автомобиль славился отменной звукоизоляцией. Свою лепту внесла раздельная выпускная система — у каждой пары цилиндров имеется свой трубопровод и глушитель.


Радиатор системы охлаждения, оснащённый электромотором, размещается в переднем отсеке кузова, где он соседствует с топливным баком, запасным колесом и аккумулятором. Ширина профиля задних покрышек на 20 мм больше, чем у передних. Несмотря на отсутствие усилителя, рулевое управление отличается лёгкостью и мгновенной реакцией на действия водителя (2.8 оборота). Не удивительно, что М530 обошёл своих соперников по управляемости, и не последнюю роль в этом сыграло благоприятное распределение массы по осям (47/53).


Из стеклопластика выполнен не только кузов, но и каркасы анатомических передних сидений, подушки и спинки которых имеют вентиляционные отверстия. Заднее сиденье представляет собой довольно жёсткую скамейку, которая больше подходит для размещения багажа, а не пассажиров. Простая по дизайну, но предельно информативная приборная панель представляет водителю полный отчёт о состоянии всех систем автомобиля.


Высокое качество ручной сборки, экономичность (более 460 км на полном баке) и умеренная цена обеспечили Matra M530 исключительное положение на европейском рынке. До 1973 года, когда Matra поразила автомобильный мир моделью Bagheera, было выпущено 9609 экземпляров М530.

Алексей Волков