Журнал
Один день столичного аваркома
Один день столичного аваркома

Один день столичного аваркома

Что мы знаем об аварийный комиссарах?

Что мы знаем об аварийный комиссарах? Практически ничего. А между прочим они действуют на дорогах России уже довольно давно, и от их работы зависят страховые выплаты многих людей, как минимум по КАСКО.   Для того чтобы понять специфику работы и круг полномочий аваркомов, корреспондент ГЗР провел один день с представителем компании-партнера «Ингосстраха» фирмы «Дельта». Для начала - краткий ликбез для тех, кто не в теме. Аварийный комиссар – это сотрудник страховой компании или ее партнера. В его обязанность входит выезд на место ДТП, оформление вместе с водителем заявления в страховую кампанию, документирование всех повреждений ТС. Если у водителя уже есть справка из ГИБДД о регистрации повреждения, и случай признан страховым, то аварком может сразу же оформить направление в сервисный центр на ремонт. Но самым главным в работе комиссара является выявление случаев мошенничества.Один и тот же аварком не работает по всей Москве. Чтобы большую часть рабочего времени не стоять в пробках, у разных сотрудников свои трудовые зоны, в которых они и действуют. Сергей, с которым мне предстоит провести целый день, обслуживает Северный и Северо-Западный округа.Сажусь к нему в машину, и тут же поступает первый вызов.- Ничего интересного. Так, плановый осмотр. Мужик утром вышел из дома и обнаружил царапину на задней двери. Едем документировать.Вызов от клиента поступил из Химок. Доехали быстро - тому моменту основной поток машин уже прошел.- Вот мы и на месте, - говорит Сергей, - сейчас свяжемся с диспетчером, а тот соединит нас с клиентом. Выясним, где он точно находится.Оказалось, что по указанному адресу ни водителя, ни поцарапанной машины нет, а пострадавший уехал в ГАИ регистрировать повреждение.- Так часто бывает. Приезжаешь куда-нибудь, а клиент тебе заявляет, что вот, мол, спешит, сейчас он не может. Что делать? Оформляешь ложный вызов. Денег за это почти не дают, а время тратишь. Но не в этот раз. Никуда «поцарапанный» от нас не денется. Знаю я, где здесь отделение ГАИ. Там с ним и встретимся.Потерпевший оказался неразговорчивым молодым человеком. На задней двери и крыле его новенького Nissan X-Trail красовалась длинная царапина, сильно смахивающая на след от гвоздя. Судя по всему постарался какой-нибудь местный хулиган.Водитель с раздражением рассказал, что регистрацию повреждения в ГИБДД он начал еще вчера вечером, когда обнаружил царапину, и просидел в отделении аж до часа ночи. И сегодня он с самого утра уже тут сидит, а справку все не выдали.- Да это обычная практика, - рассказал Сергей. - Он эту бумажку до вечера, скорее всего, не получит. А потом ему еще придется везти документы из ГИБДД в страховую кампанию. Без них направление на ремонт дать нельзя. А как же? Эта царапина квалифицируется как противоправные действия третьих лиц. Значит, милиция должна будет искать того, кто это сделал. Плюс к этому страховая кампания заинтересована в поимке виновника, чтобы счет ему направить. Были случаи, когда находили людей по похожим делам. Свидетели находились. Страховщик может затребовать пленки с камер наблюдения, если они там окажутся.  Первым делом необходимо провести идентификацию автомобиля. Аварком должен сверить регистрационные знаки и VIN. Когда это выполнено, начинается осмотр и фотографирование повреждений. Все про все заняло не больше пяти минут. И еще минут 15 потом понадобилось на заполнение заявления в страховую кампанию.Аварийному комиссару приходится возить с собой пятикилограммовую папку с заявлениями. Дело в том, что у каждой страховой кампании свой бланк. У некоторых форма для заполнения простая и ясная. Все написано крупными четкими буквами. А у других страховщиков – не заявления, а сущее наказание. Мало того, что не разглядишь ничего, так написано все еще такими словами, что долго соображаешь, как заполнить? Плохо, когда разные графы дублируют друг друга и по нескольку раз приходится сообщать одну и ту же информацию.С царапиной мы разобрались. Звонок оператору и следующий вызов. Никаких ДТП нет. Опять плановый осмотр. На этот раз треснувшее лобовое стекло.- Количество вызовов раз на раз не приходится, - рассказывает Сергей по дороге, - иногда во время снегопадов сильных или гололеда мотаться с одного ДТП на другое можно весь день. Даже ночью…Случай со стеклом оказался довольно простым. Камень попал на МКАДе, от скола пошла трещина. Диагноз: случай стопроцентно страховой, и нужна замена лобового стекла. Быстро провели идентификацию, заполнили заявление в страховую, и не отходя от кассы, выдали водителю направление в автосервис. Все.Следующий заказ, и опять царапина. Приехали, сфотографировали, оформили, выдали направление на ремонт.М-да, разные есть водители. Царапина на бампере слова-то доброго не стоила. Ее и заметишь не сразу. А под грязью и подавно. У меня таких царапин на бампере не перечесть. Где-то когда-то за что-то зацепился, задел или на дороге камешек ударил. Да уже через год езды таких заусенцев на бампере не меряно. И главное это неизбежно. А вот кто-то из-за каждой вызывает аваркома. И главное, ему же потом машину в сервис сдавать. Тратить время. Чудно.Следующий вызов. ДТП на пересечении улицы такой-то и такой-то. Точного адреса нет. Машина вроде как на перекрестке. Ничего, на месте разберемся. Ехать далеко, так что будет много времени поговорить.- Главная задача аварийного комиссара: сбор максимальной доказательной базы для страховой компании. Каждый работник обязан предоставить определенный минимум фотографий. Фото VINа, обязательно круговая съемка автомобиля, всесторонняя съемка повреждения. Если ты что-то забудешь или пропустишь, то в свой выходной придется самому договариваться с клиентом, ехать к нему и доснимать то, что пропустил. Бывает, что через 12 часов стояния в пробках и работы с клиентами голова уже вообще не работает, и забыть что-то немудрено.Случается, что какие-то старые повреждения водитель хочет оформить вместе с новыми, как полученные одновременно. Мы это выявляем и пресекаем. Вот был случай. У машины разбита передняя фара, задний фонарь и боковое зеркало. Фара и зеркало видно, что разбиты только что. А вот в фонаре уже грязь скопилась, и дохлые мухи даже лежат. А водитель упорно утверждает, что все повреждения получены одновременно. Быть такого не может. Вот я и отказался ему тогда задний фонарь регистрировать.Работенка у нас не простая. Часть аваркомов на вызовы ездит на машине. Часть ходит пешком. В центре города, например, передвигаться на машине бессмысленно. И клиенты бывают разные. У него может быть разговор по телефону или он чай пьет в кафе. А комиссар стоит на улице и ждет его. По правилам мы обязаны ожидать не меньше получаса. После чего, если водитель не пришел, оформляем ложный вызов.Часто нас обвиняют в том, что мы не указываем всех повреждений. Правильно, я могу указать только те повреждения, которые видно невооруженным глазом. Если, допустим, сильно помято крыло, то я укажу только то, что помято крыло, я не могу говорить про повреждения под крылом, даже если знаю, что они там скорее всего есть. Потому что я их не вижу. Просто в протоколе осмотра я указываю, что требуется дополнительный осмотр. Это означает, что машину потом отвезут на СТО, где ее будут осматривать на подъемнике, снимут часть деталей, если это будет необходимо . Потому что нельзя просто так говорить о повреждениях, не видя их.  Итак, мы приехали на предполагаемое место ДТП. Никаких машин на перекрестке не оказалось. Звоним оператору, который в свою очередь соединяет нас с клиентом. Выяснилось, что машина стоит не на перекрестке, а на парковке супермаркета неподалеку. Да и не авария это вовсе, а очередная царапина, оставленная каким-то автомобилем на двери припаркованного Lexus нашего клиента.И так целый день. Стояние в пробках, заполнение бумаг, ложные вызовы. Но работа аварийных комиссаров не только полезная - необходимая. Они помогают заполнить документы, приезжают на ДТП и оказывают психологическую поддержку. В следующих репортажах мы в этом полностью убедимся.
Олег Адамович