Журнал
Не нарушал? Докажи!
Не нарушал? Докажи!

Не нарушал? Докажи!

В Москве и Подмосковье появляется все больше видеокамер, фиксирующих нарушения на дороге. Система бесстрастного вынесения уведомлений о штрафах вносит свой вклад в борьбу с коррупцией. Но основной ее минус – взыскание накладывается на владельца машины, а не на водителя.

В Москве и Подмосковье появляется все больше видеокамер, фиксирующих нарушения на дороге. Система бесстрастного вынесения уведомлений о штрафах вносит свой вклад в борьбу с коррупцией. Но основной ее минус – взыскание накладывается на владельца машины, а не на водителя.

Начальник Управления ГИБДД ГУВД по Московской области Сергей Алексеев рассказал, что в Подмосковье установлены 35 новых фотовидеокомплексов «Стрелка». Они расставлены на трассах в тех местах, где чаще всего нарушают ПДД и происходят аварии. На протяжении 500 метров прибор засекает скорость и считывает номера всех машин в проезжающем потоке шириной до четырех полос.

В центр видеофиксации приходят фотографии и видеоролики нарушений, обнаруженных автоматически. Но уведомления о штрафе выписываются уполномоченными сотрудниками милиции, которые проверяют, верно ли определился номерной знак и достаточно ли четко видна машина на снимке. Материалы должны быть пригодными для рассмотрения в суде. Интересно, есть ли у них список неприкосновенных номеров?

Прошлогодний бум на сеточки для номеров утих после того, как был опровергнут слух о том, что они защищают номера от считывания камерой. Не поможет и смена расположения госномера на автомобиле – система отыщет его и сбоку (Evo-style), и сверху (на джипах) и даже транзиты на лобовом стекле. Бесполезным оказался и светоотражающий невидимый лак, который маскирует номер только от инфра-красных световых потоков.

Профилактический эффект от камер на дорогах есть – в зонах слежения водители сбавляют скорость. Водители узнают об их местонахождении из Интернета и от друзей. Но постепенно количество таких бесстрастных наблюдателей будет увеличиваться. Цель будет достигнута – количество аварий снизится. Но есть у этой благой цели и побочный эффект: квитанции об уплате штрафа высылаются автовладельцу, а не тому, кто сидел за рулем. Кстати, видеокомплексы помогают также отслеживать перемещения машин по округу. Это может облегчить поиски угнанных автомобилей.

Сейчас нарушителям в основном высылают одну фотографию, на которой изображен участок дороги, где было совершено нарушение, и сам автомобиль с отчетливо видными номерами. Если автовладелец засомневается, что это именно его машина, или не поймет, где именно был сделан снимок, он может обратиться в Центр видеофиксации, где ему предоставят полную доказательную базу. Вскоре ко всем «письмам счастья» будут прикладываться четыре фотографии, в том числе обзорная.

Большим изъяном этой системы является то, что постановление отсылается на имя автовладельца, а нарушить мог другой человек. В нашей стране понятие презумпции невиновности весьма категорично: чаще всего обвиняемые всеми силами пытаются доказать свою невиновность, а не наоборот. Сказали виновен, значит виновен! Не устраивает – подавай настоящего преступника на блюдечке. Вот и здесь такая же система: пришла квитанция – плати, не согласен – сдай настоящего нарушителя.

В нашей стране нередко машины продают по доверенности. И совсем обычная практика, когда родственники или близкие друзья ездят на одной машине. Если во втором случае еще можно оплатить штраф из семейного бюджета, то в первом платить за незнакомца никому не захочется. Как посоветовал начальник УГИБДД Подмосковья Сергей Алексеев, достаточно связаться с управлением того региона, где было зафиксировано нарушение, и попросить прекратить административное производство в отношении автовладельца и дать контакты того, кто в этот момент находился за рулем. Доказательством может послужить, например, копия договора купли-продажи или об аренде автомобиля. Ходатайство можно послать по почте или лично, а в Московской области даже с помощью официального сайта ГИБДД в разделе для обращений граждан.

За границей законодательная система более лояльна к автомобилистам. Да и камеры более совершенные, так как видеофиксация практикуется там много лет. В некоторых странах, например, лицо пассажира размывается, чтобы не дай бог не нарушить чье-то право на личную жизнь. А где-то не ленятся определять каждого нарушителя по фотографии. Так, один сообразительный автомобилист злостно нарушал скоростной решим, сидя за рулем в маске! Полиция даже изучила его личную страничку в интернете, из которой понятно, что это именно его машина. Но подать заявление в суд на водителя-жирафа невозможно, а закона, запрещающего ездить в маске за рулем, нет. Но в России еще не до конца справились с проблемой тонировки лобовых стекол, поэтому нам до такого уровня пока далеко.

Avto.ru