Журнал
Литры вместо лошадей
Литры вместо лошадей

Литры вместо лошадей

В пятницу, 28 мая, вице-премьер РФ Сергей Иванов на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи заявил о возможной отмене транспортного налога, причем, уже со следующего года. В случае, если эта инициатива будет реализована, взимать плату с автовладельцев будут через дополнительный акциз на топливо. А это, скорее всего, повлечет за собой очередной скачок цен на бензин.

В пятницу, 28 мая, вице-премьер РФ Сергей Иванов на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи заявил о возможной отмене транспортного налога, причем, уже со следующего года. В случае, если эта инициатива будет реализована, взимать плату с автовладельцев будут через дополнительный акциз на топливо. А это, скорее всего, повлечет за собой очередной скачок цен на бензин.

Однако в рядах простых автомобилистов бытует мнение, что такой вариант взимания транспортного налога будет куда справедливее существующей схемы. Больше платить, как считают россияне, должен тот, кто больше ездит, а не тот, у которого больше лошадиных сил под капотом. Неужели правительство прислушалось к мнению простых автомобилистов?

Недолго думая

Всерьез о целесообразности изменения способа сбора транспортного налога на государственном уровне заговорили в конце 2009 года, когда Госдума обсуждала инициативу правительства повысить вдвое базовую налоговую ставку. Необходимость увеличения сборов, по словам чиновников, была продиктована нехваткой средств в региональных бюджетах, из которых финансируется содержание и строительство дорог.

Эта инициатива вызвала закономерное возмущение не только самих автомобилистов, но и ряда крупных политиков, включая членов Совета Федерации. В итоге, принятый в трех чтениях документ был отклонен президентом России Дмитрием Медведевым.

Чиновники, правда, своего все же добились - зайдя с другой стороны. Базовую ставку они оставили без изменений, однако с 2010 года регионам было разрешено повышать базовый тариф не в пять раз, как прежде, а в десять. И хотя с таким решением были согласны не все депутаты, благодаря большинству "Единой России" в Госдуме поправки были приняты и вступили в силу.

Между тем, первыми законопроект, предлагающий включить транспортный налог в стоимость бензина, на рассмотрение Госдумы внесли депутаты партии ЛДПР - еще в конце ноября прошлого года. Однако дальше обсуждений он так и не пошел.

В середине февраля практически такой же законопроект поступил на рассмотрение в комитет Госдумы по бюджету и налогам от депутатов Волгоградской областной думы. Изучив документ, комитет дал ему отрицательную оценку - из-за того, что новая система "непременно повлечет за собой рост цен на топливо". А это, как посчитали законотворцы, ударит по наименее обеспеченным слоям автомобильного сообщества.

После этого о целесообразности включения дорожных сборов в стоимость топлива говорили все кому не лень - лидеры общественных организаций, правозащитники, отдельные депутаты и простые автомобилисты, выражавшие свое мнение при помощи массовых акций протеста, прокатившихся по всей России. Но, как известно, пока гром не грянет...

В роли "грома" в очередной раз пришлось выступить премьер-министру Владимиру Путину, который неожиданно для всех заявил о необходимости создания на федеральном и региональных уровнях дорожных целевых фондов. Финансироваться эти фонды, по замыслу премьера, должны как за счет транспортного налога, так и за счет дополнительных акцизов на топливо. При этом, чтобы избежать двойного налогообложения, транспортный налог со временем предлагалось отменить.

Эту идею на заседании правительства поддержал сначала Минтранс, а затем и вице-премьер Сергей Иванов, объявивший о возможности отмены транспортного налога во всеуслышание. Получилось неожиданно, потому что еще в конце 2009 года правительство очень негативно отозвалось об аналогичном предложении парламентариев Волгоградской областной думы, посчитав его "усложняющим налоговое законодательство".

Большая разница


Сейчас процедура взимания транспортного налога выглядит следующим образом: каждый автомобилист ежегодно обязан платить определенную сумму, которая рассчитывается исходя исключительно из мощности двигателя автомобиля. И неважно - ездишь ты на машине или держишь ее "на приколе". На этом фоне идея включения налога в стоимость топлива кажется более логичной: за пользование дорогами должны платить те, кто эти самые дороги эксплуатирует активнее других.

Однако на практике это будет означать, что платить больше придется, в первую очередь, владельцам неэкономичных автомобилей. Причем затронет это не только обладателей мощных спорткаров, но и владельцев старых отечественных машин. Такого мнения придерживается, в частности, президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. Как пояснил правозащитник в интервью телеканалу "Вести", современная машина расходует меньше бензина, чем "шестерка" семидесятого или восьмидесятого года выпуска. А это значит, что при равном пользовании дорогами дедушка-пенсионер будет платить больше, чем владелец престижной "Ауди".

Есть и другая проблема - в начале 2010 года московские чиновники не одобрили такую схемы взимания транспортного налога, поскольку она не учитывает интересы льготников. В настоящее время инвалиды и ветераны войны платят минимальный налог на пользование автомобилем, а в некоторых регионах и вовсе освобождены от него. Новая система, между тем, не предполагает возможности льготного налогообложения.

Тратить или экономить?

Говоря о замене транспортного налога увеличением акциза на топливо, Сергей Иванов пока не уточнял никакие детали. Так что на данный момент неизвестно, какой процент от стоимости бензина автомобилистам придется заплатить за пользованием дорогами. Вероятнее всего, правительство воспользуются цифрами, которые указывались в предыдущих проектах - 3-5 процента от стоимости литра топлива. То есть, при нынешней стоимости бензина Аи-92 - 22,29 рубля (по данным на 28 мая) с каждого литра топлива водителю придется заплатить от 66 копеек до 1 рубля 11 копеек.

Попробуем посчитать, в какую сумму будет обходится содержание автомобиля в случае изменения схемы сбора транспортного налога. Для примера возьмем автомобиль класса "С" со 120-сильным мотором, зарегистрированный в Москве, с ежегодным пробегом 15 тысяч километров. При среднем расходе топлива девять литров на каждые сто километров владелец такой машины ежегодно будет отдавать государству 890-1500 рублей в виде акциза на топливо. Для сравнения, транспортный налог в 2010 году на такую легковушку в столице составит 2400 рублей.

Несмотря на то, что многие автомобилисты с нововведением только выиграют, изменение фактической схемы налогообложения может вызвать очередную порцию недовольства в водительских массах. Причина - неизбежный рост цен на топливо, которое в последние месяцы и так существенно подорожало.

К тому же, в настоящее время государство уже получает значительную долю дохода от продажи и потребления бензина в России. По словам вице-президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, сейчас на уплату налогов уходит 60 процентов прибыли нефтяных компаний, тогда как, например, в США эта сумма составляет всего 20 процентов. Понятно, что компенсируются эти 60 процентов, по большей части, как раз за счет розничных цен. То есть, за счет водителей.

Нельзя забывать и о владельцах старых машин, чей расход топлива далек от современных 8-10 литров на сто километров. "Раритета" в нашей стране, по данным Минпромторга, насчитывается около 15 миллионов машин - это почти половина от общего парка легковых автомобилей в России.

Сторонники новой схемы налогообложения считают, что такие меры оправданны: старые автомобили вредят окружающей среде во много раз больше, чем новые автомобили, в том числе и из-за повышенного расхода топлива. Поэтому логично, что транспортный налог на "старушки" будет выше. Однако, по замыслу Путина, полученные средства планируется направлять исключительно в дорожный фонд, а не тратить на улучшение экологической обстановки в стране.

По мощности не судят

Вне зависимости от того, будет ли в ближайшее время введена новая система налогообложения для владельцев автомобилей, большинство водителей и экспертов сходятся в одном: транспортный налог в его современном виде существовать не может. Как заметил Виктор Травин, нынешний метод абсурден: "Также можно привязывать ставку к цвету автомобиля или наличию подушек и ремней безопасности".

Альтернативы? Например, в Норвегии транспортный налог уплачивается за количество пройденных автомобилем за год километров. Однако в России недобросовестные граждане скручивают показания счетчиков за считанные минуты, а значит, данная мера в нашей реальности окажется неэффективной.

Возможно и то, что в поисках оптимальной схемы взимания транспортного налога в России будет выработан собственный механизм. Однако сколько на это уйдет времени и денег автомобилистов, не знает никто.

Lenta.ru