Журнал
Спецтест: Тормозим с прицепом
Спецтест: Тормозим с прицепом

Спецтест: Тормозим с прицепом

Зачем легковому прицепу тормоза, если Правила позволяют иногда обойтись без них? Ответ на практике искал Владимир Арбузов.

Зачем легковому прицепу тормоза, если Правила позволяют иногда обойтись без них? Ответ на практике искал Владимир Арбузов.

Будучи в здравом уме, никто не ездит на машине с неисправными тормозами. Почему же для прицепа с полной массой до 750 кг они необязательны? Ведь такой довесок, половина массы иной легковушки, явно удлинит тормозной путь! Дабы не мучить читателя теорией движения автопоезда, сравним в реальных испытаниях прицепы с тормозами и без них.

Для теста снарядили два прицепа «Трейлер» – модели 82940 и 82942Т. Внешне почти неотличимы, но один без тормозов, другой с накатным тормозом. Цены – 29 900 и 44 300 руб. соответственно. Разница в 14 400 руб., на первый взгляд, довольно веский аргумент в пользу прицепа без тормозов. Но не будем спешить с выводами.

Массу каждого подогнали балластом к 750 кг – таков максимум, разрешенный для прицепа без тормозов. Тягачом выступал автомобиль «Форд-Мондео» с мотором 1,6 л и ABS. Полную его массу в испытаниях поддерживали на уровне 1550 кг.

Первые заезды и измерения выполнили, придерживаясь буквы закона – методики по ГОСТ 51709-2001. На сухой асфальтобетонной дороге автопоезд разгоняли до 40 км/ч и экстренно тормозили до полной остановки. Напомним, что замедление согласно правилам должно быть не менее 5 м/с2. Истинная скорость оказалась даже не 40, а 38–39 км/ч. Ничего угрожающего в поведении прицепов мы не заметили: для остановки хватало пары секунд и 9–11 м пути. Оба прицепа не проявляли какой-либо неустойчивости. Но тормозили-то на прямой! А как они поведут себя в более сложных условиях, например в повороте?

Обозначив некое препятствие, объезжаем его, как при переставке, и на выходе из кривой тормозим до полной остановки. Пока тягач упирался колесами, тяжелый хвост без тормозов заносило в сторону. [info] К счастью, за 1,9 с торможения автопоезд не успевал раскачаться. А вот прицеп с тормозами лишь в начале режима слегка шевельнулся в сторону – и тотчас стабилизировался. Со стороны видно: идет за автомобилем как нитка за иголкой и останавливается след в след!

Впрочем, со скоростью 40 км/ч россияне ездят лишь по вдребезги разбитой дороге. Правила разрешают разгоняться с прицепом до 70 км/ч на обычных дорогах и до 90 км/ч на автомагистралях! Что же, посмотрим, легко ли остановить автопоезд при таких скоростях. На эти случаи ГОСТ уже не распространяется.

Сначала установили верхний предел в 70 км/ч. Автопоезд с прицепом без тормозов истинные 68 км/ч погасил на пути почти 33 м. Уже при скромном замедлении 5,4 м/с2 прицеп так раскачивало, что водитель вынужден был, забыв про ABS, на миг отпускать педаль и корректировать траекторию. Ну а прицеп с тормозами выдал среднее замедление около 7,7 м/с2, останавливаясь через 22– 23 м. Итак, с прицепом без тормозов автопоезду для остановки потребовались лишние 10 м. Иными словами, когда «активный» уже остановился, «пассивный» шел со скоростью около 10,4 м/с, или 37,5 км/ч. Хорошо, что дорога была свободной!

А чего можно ожидать на автомагистрали с законным лимитом 90 км/ч? В этих заездах прицеп без тормозов немало «повеселил» водителя! Порой плясал так, что казалось, будто вот-вот утащит машину с дороги или обгонит ее. Водитель тормозил прерывисто, между нажимами на педаль усмиряя автопоезд. Положа руку на сердце, многие ли готовы так действовать? Итог рискованных опытов – не тормозной, а, скорее, общий остановочный путь 89 м!

С прицепом, снабженным тормозами, все гораздо проще: замедляется тягач, следом, с дымком горящей резины, – прицеп. Остановочный путь – около 50 м. Для справки: вариант с бестормозным прицепом на этой отметке еще мчался со скоростью 16,2 м/с, или 58,4 км/ч. В таких «крэш-тестах» редкий манекен «доживает до пенсии».

Каковы же выводы? С прицепом без тормозов остановочный путь значительно длиннее, чем у одиночного автомобиля, причем дополнительную опасность представляет раскачка всего автопоезда. Прицеп, оснащенный тормозами, позволяет автопоезду замедляться более эффективно и без болтанки. Стоит ли на этом экономить, решать вам.

При замедлении с 90 км/ч на отметке, где прицеп с тормозами уже стоял, автопоезд с хвостом без тормозов еще двигался со скоростью 58,4 км/ч!

За Рулем