Журнал
Nissan Leaf
Тест-драйв Nissan Leaf. Чуждые нам вещи

На первом российском тест-драйве электрокара Nissan Leaf Сергей Белоусов выяснил, почему в России таких автомобилей не будет еще долгое время

Nissan Leaf

Почти одновременно в России прошли три презентации стопроцентных электромобилей. Первым оказался хэтчбек Mitsubishi i-MiEV, который уже продается по цене за 1,8 миллиона рублей, на втором тест-драйве мы опробовали седан Renault Fluence Z.E. и фургончик Kangoo Z.E., а последнее знакомство с электрокаром провела компания Nissan, представившая серийный электромобиль Leaf. Шанс прокатиться на последнем достался мне.

Почти одновременно в России прошли три презентации стопроцентных электромобилей. Первым оказался хэтчбек Mitsubishi i-MiEV, который уже продается по цене 1,8 миллиона рублей за штуку, на втором тест-драйве мы опробовали седан Renault Fluence Z.E. и фургончик Kangoo Z.E. Последнее знакомство с электрокаром провела компания Nissan, представившая серийный электромобиль Leaf. Шанс прокатиться на нем достался мне.

Nissan Leaf

Кому все это нужно?

Я не пессимист, но и оптимизма производителей электрокаров не разделяю. Вот зачем мне объясняют, сколько в среднем европеец путешествует на машине? Рассказы про 100 километров в день на меня никак не подействуют, и этому есть несколько причин.

Если я захочу поехать к себе на дачу за 100 километров от городской квартиры, то вяло и тошно доеду, после закачусь в гараж (если хватит энергии), включу в розетку ниссановский штепсель (переходник для домашней электросети придется покупать дополнительно) и пойду пить пиво, ведь придется прождать целых восемь часов до полной зарядки. На автомобиле с двигателем внутреннего сгорания я бы мог сделать еще кучу вещей: съездить искупаться, посетить супермаркет, постоять в пятничных пробках. Но с электрокаром шутки плохи: кончился заряд батарей — и кроме как на эвакуаторе я свое путешествие не продолжу, ведь буксировать Leaf нельзя, а запаса энергии на все про все точно не хватит.

Вариант второй — это ежедневно добираться от дома до работы. Положим, у меня есть собственное место в "народном гараже", есть даже розекта в боксе, и я плюс ко всему установил собственный трехтарифный счетчик, чтобы не красть электричество у владельцев автостоянки. Но тогда я буду постоянно прикован к одному и тому же маршруту, не имея возможности выехать на деловую встречу на другой конец города. Там-то нет отдельного бокса для моего электрокара. И вообще никакой инфраструктуры даже в Москве не предусмотрено.

Nissan Leaf

Максимальный пробег японского электрокара в идеальных условиях составляет 175 километров, но какие могут быть идеальные условия в пробке при 35 градусах жары? Кондиционер, как показал тест, отнимет минимум 20-30 километров, постоянные разгоны и торможения сократят жизнь аккумуляторов еще на пару десятков, а рассчитывать на рекуперацию энергии бесполезно — она, как показал мини-тест, не увеличивает расчетный пробег на бортовом компьютере и присутствует только в технических данных.

Система рекуперации энергии.

Часть этих проблем могла бы решить сеть специализированных станций подзарядки электрокаров, способная за полчаса обеспечить комплект из 48 литий-ионных блоков почти полным (80 процентов) запасом энергии. Кстати, специалисты советуют именно неполную зарядку, ведь литий-ионные аккумуляторы, хоть и не обладают эффектом «памяти», но не любят при этом полной зарядки и полной разрядки.

Но в моем поселке такие не появятся, даже если в Москве все станут не ездить, а летать. А проект Московской объединенной электросетевой компанией (МОЭСК) по созданию сети заправок для электрокаров распространяется только на столицу, где хотят сделать за год всего 28 станций; пока есть только одна — около офиса фирмы на Садовнической улице.

Если Nissan Leaf можно было зарядить в Москве, это происходило бы именно так...

Зачем же к нам приехал хэтчбек Nissan Leaf? Однозначного ответа я дать не могу, хотя и выпытывал у представителей российского офиса компании истинные причины. Мне отвечали о смотринах автомобиля некими «заинтересованными лицами», представителями правительства из Минэнерго, прессой, о дальнейших презентациях в Санкт-Петербурге, но главный мотив, кажется, кроется в ином.

Nissan Leaf

Электрокары оставят в России еще как минимум на полгода, чтобы испытать их в условиях русской зимы. А как же Швеция, Финляндия? Все просто: нигде в Европе нельзя найти столь поганой противогололедной смеси для дорог, кроме как в крупных городах вроде двух российских столиц. Влияние же реагентов может существенно сказаться на сроке службы и параметрах работы аккумуляторов, которые размещены у электрокара вдоль всего днища. Конечно, они защищены панелями, но едкая гадость, как показывает практика, способна не только разъедать лапы животных и подошвы модных женских сапожек, но и проникать в спрятанные под антикором и цинком полости.

Электрокар или автомобиль?

Если не задумываться об электрической сущности и разработанной с нуля платформе, то Nissan Leaf больше всего напоминает привычный японский хэтчбек, близкий к модели Tiida — с жестким пластиком в салоне, простенькой обивкой интерьера и симпатичной внешностью. Сбивают с толку лишь рычаг коробки передач, вместо которого есть круглая шайба, перемещающаяся по L-образному маршруту, и приборная панель с не совсем обычными пиктограммами.

Этот ролик посвящен рождению Nissan Leaf. Все элементы от батарей, электрооборудования и электромоторов до штамповки кузовных панелей и иных элементов производятся на японских заводах. В дальнейшем производство электромобилей планируется развернуть в Великобритании (в 2013-м) и США (в конце 2012-го).

Под капотом спрятан электродвигатель EM61, пиковая мощность которого сохраняется в широком диапазоне оборотов — от 2730 до 9800, а максимальный крутящий момент, передаваемый на переднюю ось, и вовсе доступен всегда — такова специфика всех движков на электрической тяге. Пассажирский модуль сделан из композитных материалов, кузовные панели — из алюминия, в результате чего масса составляет чуть больше полторы тонны (1520 килограммов). Автомобиль опирается на землю 16-дюймовыми колесами с шинами 205/55 R16 с низким сопротивлением качению и оставляет между асфальтом и самой нижней точкой днища 160 миллиметров свободного пространства.

Чтобы начать движение, достаточно нажать кнопку справа от рулевой колонки, после чего оживет приборная панель и монитор на центральной консоли. «Шайбу» переключения режимов движения нужно увести влево и назад, а затем еще раз наклонить назад, чтобы активировать режим «Eco», дающий плюс 10 процентов к запасу максимального хода. Без него электрокар куда веселее в разгоне, но максимальное расстояние до перезарядки тут же сокращается километров эдак на 20.

На скорости до 30 километров в час Nissan Leaf издает некий искусственный свист, предупреждающий пешеходов о приближении транспортного средства. После шум от качения шин должен делать это самостоятельно. Также слева от руля есть кнопка отключения этого звука, но то ли звук слишком специфичный, то ли кнопка нерабочая, но при ее нажатии абсолютно ничего не происходит — даже на дисплеях невозможно отыскать хоть какой-то намек на то, что предупреждающий звук деактивирован или активирован.

Багажное пространство и салон разделяет массивная перегородка, у нее две функции — усилить жесткость кузова и спрятать резервный аккумулятор. Последний пригодится в случае ДТП, когда в результате аварии накрывается электродвигатель и для предотвращения замыкания отсоединяются основные батареи. Запасной блок дает питание к усилителю тормозов, в результате водитель всегда сможет замедлить машину.

Идеальная американская семья — это мама, папа, двое детей, две машины, одна из которых пикап, работа и частный дом из картона, который разносит любым ураганом. Идеальная жизнь с электромобилем описана в этом ролике.

На козырьке заднего антикрыла также размещен модуль солнечных батарей (единственная опция за доплату, не считая переходника для бытовой электросети), который питает 12-вольтовый аккумулятор под капотом. В перечень базового оборудования входит камера заднего вида, навигация, которая в Москве, естественно, ничего не показывает, и мультимедийная система. Для стран с холодным климатом дополнительно устанавливаются подогрев руля и сидений, а также система обогрева батарей.

Nissan Leaf

Ощущения от поездки почти никакие, резво разгоняться запрещает инструктор, сидящий рядом, ведь так можно быстро высадить все аккумуляторы; во все повороты нужно входить спокойно, так как на территории спорткомплекса «Лужники», где проходила презентация, неспешно прогуливаются люди.

Все, что остается — это слушать шелест шин за окном, да смотреть на приборную панель и центральный монитор, где отображаются режимы движения, запас и потребление электричества различными бортовыми системами. Можно поупражняться в экономичности, когда система Carwings, следящая за всем, что происходит с электрокаром, рассаживает деревца на приборной панели. Но разве это заменит кайф от достижения стрелкой тахометра красной зоны, которая, кстати, у Nissan Leaf составляет 10390 оборотов в минуту? Но вот беда, стрелок на приборной панели электрокара нет вовсе, только кругляши, подписанные многозначительно — «power». Скука.

Место Nissan Leaf в России

В Nissan ничего не говорят о перспективах автомобиля на российском рынке, смелости начать продажи, как это сделали в Mitsubishi, у франко-японского альянса тоже нет, так как нет резонов для начала продаж модели. Кому придет в голову купить крошечный хэтчбек i-MiEV почти за два миллиона рублей (сколько будет стоить Nissan Leaf, никто, включая самих японцев, не знает, но точно дороже)? Разве что какому-нибудь чиновнику, желающему продемонстрировать свою мнимую заинтересованность в экологии.

На помощь нашего правительства рассчитывать также не приходится. В Европе, к примеру, с полной цены электрокара для частных лиц «срезают» до 9 тысяч евро (в Норвегии), но в России этот вопрос даже не обсуждался. Место для электрокара в ближайшее десятилетие (даже если он вдруг начнет продаваться в нашей стране) — в гараже по соседству с путинской «Нивой» и другими бесполезными для топ-чиновников побрякушками, купленными исключительно из патриотических и PR- целей.

#Nissan #Leaf
Сергей Белоусов