Журнал
ЗАЗ Chance
Тест-драйв ЗАЗ Chance с АКП: Казак-автоматчик

В Запорожье Михаил Конончук увидел, как рождается новый воин сегмента бюджетных автомобилей — ЗАЗ Chance с автоматической трансмиссией

ЗАЗ Chance

Какой автомобиль нужен современному покупателю? Вопрос это обширный и сложный, и для ответа на него производители нанимают полчища специально обученных людей — но зачастую все равно не достигают успеха. Хотя в сегменте недорогих машин всё довольно просто.

Какой автомобиль нужен современному покупателю? Вопрос это обширный и сложный, и для ответа на него производители нанимают полчища специально обученных людей — но зачастую все равно не достигают успеха. Хотя в сегменте недорогих машин  всё довольно просто. Приоритеты в порядке возрастания престижности выстраиваются примерно так: 1) собственно автомобиль; 2) иномарка; 3) нормального, не самого крохотного размера; 4) с автоматической трансмиссией. «Автомат» это даже более серьезный показатель перехода в другой класс, чем кондиционер, подушки безопасности или, тем паче, наличие разномастных электронных систем.

ЗАЗ Chance

И уже в октябре со стороны Запорожья в огород конкурентов-бюджетников прилетит солидный булыжник по имени ЗАЗ Chance: цены на автоматизированный седан начинаются с 349 тысяч рублей, в то время как ближайший конкурент — таганрогский Hyundai Accent — обходится как минимум в 422,7 тысячи рублей. В преддверии начала производства я отправился туда, откуда — в прямом и переносном смысле — будет выпущен этот снаряд: на Запорожский автозавод.

ЗАЗ Chance

На протяжении двухдневного пресс-тура меня не покидало ощущение несколько сюрреалистичной экскурсии в последние годы существования СССР, приправленной невесть откуда взявшимися современными штрихами. Сойдя с борта Ту-134, приземлившегося в крохотном аэропорту Запорожья, мы сели в оранжевый автобус ЗАЗ (ходовая — индийская, силовые агрегаты — немецкие, дизайн — свой, но с оглядкой на Европу) и отправились прямиком на завод.

ЗАЗ Chance

В Запорожье советская эпоха сохранилась практически нетронутой, причем тоже во всех смыслах сразу: глаз то и дело выхватывает покинутые здания, остановки общественного транспорта, спроектированные еще в 1970-х годах, на улицах до сих пор полно «копеек» и «Москвичей», а надо всем этим доминирует адская, по-другому не скажешь, извергающая дым ржавая громадина местного металлургического комбината. О том, что на дворе второе десятилетие XXI века, можно догадаться разве что по вывескам магазинов, потихоньку оккупирующих фасады домов, да по редким новостройкам.

ЗАЗ Chance

Сам завод порождает похожие ощущения: цеха, в которых производились еще «ушастые», потихоньку обрастают современной облицовкой и пластиковыми стеклопакетами, но истинный их возраст пока виден невооруженным глазом. Справедливости ради, заброшенных строений я так и не обнаружил — всё так или иначе действует, а сама территория может похвастаться практически безупречной чистотой.

ЗАЗ Chance

В последние годы, когда ЗАЗ полностью перешел в частные руки и сфокусировался на лицензионной сборке зарубежных автомобилей, сюда вкачиваются довольно солидные средства, и есть надежда на то, что через несколько лет современность полностью вытеснит историю —  тем более, что и нынешняя продукция предприятия, и его структура к былым «Запорожцам» не имеют никакого отношения. Пока же на площадке по адресу «проспект Ленина, 8» царит переходный период.

ЗАЗ Chance

В цехе штамповки современнейшие роботизированные линии соседствуют с титанческими агрегатами, на которых красуются буквы «СССР» и «ЗИЛ»: самые ответственные детали, вроде панелей боковин и полов, формируются импортными новоделами, а менее важные элементы изготавливаются пожилыми станками: до полного обновления оборудования еще далеко. Правда, даже заслуженные агрегаты оборудованы компьютеризированной системой безопасности, а штампы регулярно обслуживаются. Со сваркой — похожая ситуация. Что-то уже находится под полным контролем роботов, но больше половины операций выполняют суровые мужики с огромными манипуляторами в руках. Автомобили ЗАЗ Forza, известные у нас как Chery Bonus, и вовсе свариваются целиком и полностью вручную. Треск, вспышки, искры во все стороны — красота!

ЗАЗ Chance

Кстати, мужчин на производстве не так много: в основном сильный пол задействован на наиболее трудных участках вроде вышеупомянутой сварки или, например, установки двигателя, трансмиссии и выхлопной системы. Ну и, разумеется, гоняют готовые машины по территории тоже мужчины. Прекрасный же пол главенствует в цехах штамповки и окраски — и в данном случае «прекрасный» вовсе не означает «хрупкий»: здешние женщины могут и целый бок Chance играючи на тележку погрузить, и подвеску собрать.

ЗАЗ Chance

Сборка — процесс целиком и полностью ручной. Помощь автоматики применяется только на избранных участках — установке двигателя и приборной панели. И то, и то приезжает на завод в уже готовом виде. 1,3-литровые моторы приходят с Мелитопольского моторного завода, а 1,5-литровые — из Кореи. Оттуда же идут и силовые агрегаты для модификации с автоматической коробкой передач.

ЗАЗ Chance

Тут надо отметить, что запуск этой версии происходит именно сейчас неспроста. Уже в декабре на заводе начнут собирать Chevrolet Aveo только что ушедшей на покой генерации — соответствующее оборудование уже закуплено и монтируется в цехах полным ходом. 1,4-литровый двигатель F14D4, развивающий 101 лошадиную силу и 131 Нм, Chance вместе с четырехступенчатым «автоматом» получил именно от Aveo, так что украинцы, можно сказать, начинают тренироваться «на кошках» перед запуском полноценного производства новой для себя модели. Кстати, приедут такие машины и к нам, но под именем ЗАЗ Point, чтобы не конкурировать с новым поколением, чья сборка в скором времени начнется на заводе под Санкт-Петербургом.

ЗАЗ Chance

В общем и целом, запорожский подход к качеству изготовления создает благоприятное впечатление: несмотря на не самое современное (верю, временно) техническое оснащение, работа идет уверенно и четко, а машины контролируются, обкатываются, регулируются и правятся. Например, в окрасочном цехе средняя доля отправленных на устранение дефектов кузовов варьируется от восьми до десяти процентов — при том, что в час предприятие собирает 30 машин. С одной стороны, это говорит о несовершенстве технологии, но с другой — об ответственности. Подозреваю, что на каком-нибудь АЗЛК в последние годы жизни «Москвичей» подобной практики вообще не существовало.

ЗАЗ Chance

Собранные машины отправляются на контроль ходовой, светотехники и тормозов, а оттуда — на принудительную обкатку. После этого каждый произведенный Chance ждет путь на стоянку готовой продукции — и путь не самый простой. Машины прогоняют через полосу препятствий: разложенные в шахматном порядке лежачие полицейские, «стиральная доска» и массированная концентрация тех самых швов, которые доводят до бешенства каждого автолюбителя в сезон дорожных работ и снятого асфальта. Сделана эта полоса для того, чтобы всё, что может открутиться и отвалиться —открутилось и отвалилось. На памяти местных есть даже один выпавший на ходу двигатель («ну забыл работник с похмелья гайку закрутить — с кем не бывает?»), но, насколько я понял, подобное всё же относится здесь к разряду исключений, а не правил.

ЗАЗ Chance

Рядом с полосой препятствий находится и местный трек, если таковым можно назвать пологую, почти прямую дугу длиной меньше километра. Именно этой дугой ограничивается всё пространство для оценки машин как заводскими водителями, так и нами. По сути, тест-драйва как такового не случилось: на растерзание полусотне журналистов выкатили восемь машин, причем автоматизированных Chance среди них было всего две: эта парочка едва не затерялась среди четверки китайско-украинских Forza и дуэта грядущих Aveo/Point.

ЗАЗ Chance

Само собой, никакая сколь-либо детальная оценка ходовых качеств в данных условиях невозможна. Ну да, коробка ЗАЗ Chance действительно умеет самостоятельно переключать передачи, и даже делает это без выраженных «затупов» или рывков. Более того, груженая четырьмя седоками машина разгоняется даже уверенно: по крайней мере, до сотни добраться можно гораздо быстрее, чем за вечность. Вероятно, свою лепту, помимо прочего, вносит совсем небольшая масса — 1182 килограмма для седана с кондиционером и прочими прибамбасами. Так что да — Chance с «автоматом» и вправду способен ездить. Кстати, небольшой слалом в пределах дорожки, который я успел проделать на всех трех разновидностях выданных нам машин, приятно удивил: Chance реагирует на наглые, резкие движения руля четче и с меньшими кренами не только в сравнении с Forza (кто бы сомневался), но и с Aveo.

ЗАЗ Chance

Более подробные впечатления мы постараемся составить осенью, когда первые автомобили коснутся колесами российского асфальта. Между прочим, официальный импортер машины в нашу страну, компания «Квингруп», даже грозится соорудить собственный испытательный полигон в Москве — небольшой, но поинтереснее, чем в Запорожье. Судя по первому короткому контакту, у автомобиля есть очень немаленькие шансы на успех. [info] А с учетом крайне привлекательной цены, четырехлетней гарантии и едва ли не копеечных затрат на обслуживание (ведь большинство запчастей тоже делаются на Украине) автоматизированный Chance может и в бестселлеры выбиться. В  «Квингруп» рассчитывают на суммарные продажи всех версий машины в районе 25-30 тысяч в год — и препятствий на пути к этой цели не наблюдается. По крайней мере, до выхода Lada Granta — но той до появления АКП еще жить больше года.

#ЗАЗ #Chance
Михаил Конончук