Журнал
Lotus Elise
Родстер Lotus Elise: Полет дьяволенка

Lotus Elise

Тест-драйв Lotus cтал для меня довольно серьезной неожиданностью. Родстер Elise далеко не новый автомобиль, и выпускается он уже десять лет. И даже несмотря на рестайлинг, который был проведен два года назад, на роль новинки этот автомобиль явно не подходит. Однако отказаться от такого предложения было невозможно, ведь Lotus даже больший эксклюзив, чем, скажем, Ferrari или Lamborghini . Ежегодно по официальным каналам в России продается всего пять-шесть автомобилей этой марки.

Тест-драйв Lotus cтал для меня довольно серьезной неожиданностью.  Родстер Elise далеко не новый автомобиль, и выпускается он уже десять лет. И даже несмотря на рестайлинг, который был проведен два года назад, на роль новинки этот автомобиль явно не подходит. Однако отказаться от такого предложения было невозможно, ведь Lotus даже больший эксклюзив, чем, скажем, Ferrari или Lamborghini . Ежегодно по официальным каналам в России продается всего пять-шесть автомобилей этой марки.

Чтобы лучше понять идеологию Lotus, необходимо обратиться к его истории. Началась она сравнительно недавно - всего полвека назад, в 1953 году, когда  не окончивший авиационное училище, но влюбленный в небо Энтони Колин Брюс Чепмен создал автомобильную марку. Собственно, на острие пересечения автомобилестроения и авиации до сих пор и обитает Lotus .

По воле случая одной из самых удачных разработок Колина Чепмена на поприще дорожных машин стала модель под номером 7. Именно идеи Lotus 7 продолжает эксплуатировать фирма Caterham , которой в 1973 году были переданы права на производство семерки. Фактически это алюминиевый фюзеляж одноместного самолета, внутри которого установлен двигатель, а снаружи закреплены колеса. В целях экономии веса водитель лишен элементарных вещей вроде усилителя руля. Взамен пилот получает полное чувство контроля над машиной и великолепную динамику, ведь масса семерки составляет около 500 кг.

Нынешний Elise во многом похож на прародителя, но и отличия весьма серьезны. И главное из них - расположение двигателя. Колин Чепмен был одним из первых, кто предложил устанавливать мотор за спиной пилота в «Формуле-1».  Это улучшило развесовку машины и позволило снизить массу при неизменной мощности. Аналогичная конструкция была применена и на дорожных машинах, что поставило Lotus на одну ступень с Ferrari и Lamborghini , но при этом английские автомобили существенно дешевле, хотя почти не уступают своим итальянским соперникам по части динамики.

И все же секрет Lotus Elise - это не высокая мощность мотора, а минимальный вес шасси. Кажется, что Elise просто невесом, что не так уж и далеко от истины - его масса  около 700 кг (примерно столько же весит микролитражка «Ока»). Чтобы понять, как мощный современный автомобиль может весить так мало, достаточно  нажать на любую из кузовных деталей или забраться в тесный салон. Все внешние панели выполнены из тонкого и легкого стеклопластика, причем, чтобы не утруждать себя подгонкой разных элементов, вся передняя часть, включая бампер и крылья, выполнена в виде одной детали. Также оформлена и корма, только в ней вырезано отверстие, которое одновременно обеспечивает доступа к мотору и в небольшой багажник.

Количество обивки салона сведено к минимуму - на полу и порогах кузова ее просто нет, водитель видит голое шасси. Кстати, все соединения алюминия клееные - Lotus запатентовал собственную технологию склейки крылатого металла, которая позволяет добиться невероятной жесткости соединений. На полу можно заметить болты крепления рычагов передней подвески. Разумеется, Elise целиком лишен шумоизоляции. Действительно, зачем она спортивной машине, ведь Elise - это практически карт, только предназначенный для езды по обычным дорогам. Также из соображений экономии массы и увеличения жесткости кузова пороги сделаны высокими и широкими. Это здорово осложняет посадку в машину. С первого раза не понимаешь, что удобнее - сначала занести в салон ноги, а потом опустить на кресло тело, или наоборот.

Водительское кресло регулируется только в продольном направлении, а угол наклона спинки не изменяется, так же как и положение руля. Пассажиру еще проще: его сиденье закреплено намертво. Остается лишь упираться ногами в специальный профиль на полу и обязательно пристегиваться.

Протестированный Lotus оснащен 1,8-литровым мотором скромной, по спортивным меркам, мощности 192 л.с. Аналогичный двигатель можно увидеть под капотом купе Toyota Celica , но, учитывая существенно меньшую массу Lotus, здесь его возможности раскрываются в полной мере. Высокофорсированный японский мотор на средних оборотах работает, как обычный двигатель мощностью 120-130 л.с., но как только стрелка тахометра перешагивает за отметку 6000 об./мин., под капотом, вернее за сиденьями, как будто происходит легкий взрыв - и родстер получает новую порцию ускорения. Стрелка тахометра, размеченного до 10 000 об./мин., устремляется к 8000, а ярко-красная мигающая лампочка напоминает о том, что пора переходить на следующую передачу. Короткоходный рычаг КПП работает с большими усилиями, передачи переключаются с характерным металлическим лязганьем, что создает спортивный  настрой и побуждает ехать еще быстрее. Согласно заводским данным, Elise способен разогнаться до сотни ровно за пять секунд, что обычно удается только машинам мощностью более 300 л.с. По секундомеру не проверял, но похоже на правду. А вот проверить максимальную скорость, увы, не удалось: уже после 150 км/ч родстер начинает плавать по дороге, заставляя подруливать и крепче сжимать руль. Вероятно, чтобы достичь заявленных 241 км/ч, необходима длинная и, главное, идеально гладкая дорога, а у нас в стране найти такую трассу очень непросто. Но это и не важно. Есть много других машин, способных достичь большей скорости с меньшим напряжением, но при этом не способных так же быстро ускоряться с места и так же цепко держаться всеми колесами в виражах. Стихия Lotus - это городские улочки или гоночная трасса, но никак не автострада.

При вождении Lotus главное - не терять голову, ведь на Elise нет ни системы стабилизации, ни противопробуксовочной системы. В критической ситуации остается полагаться лишь на АБС и собственное мастерство. Кстати, несмотря на отсутствие усилителя руля, управлять машиной оказалось достаточно просто - на передок приходится только 38% массы, к тому же спереди установлены узкие покрышки 175/55 R16. Для сравнения: задние шины имеют габариты - 225/45 R17. Такая разница в шинах и компоновка с двигателем за сиденьями делает родстер необычно легко управляемым. Отправить Elise в занос на сухом асфальте практически невозможно, и в крутом вираже автомобиль скорее соскользнет наружу поворота передними колесами. Опасаться такого поведения не стоит, достаточно сбросить газ - и родстер моментально возвращается на заданную траекторию. Получается, что в повороте Elise управляется в основном газом: добавил - дуга распрямляется, сбросил - и машина заныривает вовнутрь поворота.

Можно ли ездить на Elise спокойно? Теоретически можно, мотор без каких-либо усилий позволяет толкаться в пробках на минимальной скорости, но здесь уже выходят не первое место неудобства машины. Педали слишком жесткие, а в салоне шумно, тем более что низкая посадка заставляет чувствовать себя карликом даже по сравнению с обычными легковушками. Проезжающие же мимо внедорожники и грузовики  невольно заставляют шарахаться в стороны из-за плохой обзорности.

Как ни странно, несмотря на аскетизм и спортивную направленность, Lotus не лишен комфортности. У родстера хорошая подвеска, и он с легкостью переваливается через лежачих полицейских, лишь на крупных неровностях подвеска может жестко передать удар на кузов. В салоне предусмотрены магнитола и даже кондиционер, которым можно пользоваться при закрытой крыше. Впрочем, тот кусок водонепроницаемой ткани, который натягивается между лобовым и задним стеклом, сложно назвать полноценной крышей, это скорее тент.

И все же: кому и зачем нужен такой автомобиль? Разумеется, это далеко не основная машина в семье. Сложно себе представить, чтобы кто-то добровольно согласился ездить на Lotus Elise каждый день - толкание в пробках не его стихия. Это машина для редких выездов по выходным. На ней хорошо вечером отправиться в ночной клуб, а еще лучше посетить гоночную трассу, но, увы, в Подмосковье она только одна.

Подтверждает эксклюзивный статут Lotus и его цена. За €60 000 можно купить даже более мощный седан с богатейшим набором опций, и наверняка так поступит большинство автомобилистов. Но если сравнивать Elise с Ferrari и Lamborghini , то окажется, что английский родстер обойдется в несколько раз дешевле, а по уровню адреналина, который этот дъяволенок впрыскивает в кровь, его мало кто сможет обойти.

#Lotus #Elise
Carclub.ru