Журнал
Приоритетные шаги
Приоритетные шаги

Приоритетные шаги

Все помнят, как правдами и неправдами нас пытались заставить ездить на устаревших отечественных автомобилях. Не вышло – теперь нашим приходится догонять иностранцев. Как это получается у ВАЗа, мы посмотрели на крымских серпантинах.

Все помнят, как правдами и неправдами нас пытались заставить ездить на устаревших отечественных автомобилях. Не вышло – теперь нашим приходится догонять иностранцев. Как это получается у ВАЗа, мы посмотрели на крымских серпантинах.

Когда год назад появилась Priora, копий было сломано немало. Дескать, всего-то фейслифт «десятки», а обещанный перечень доработок так и останется в планах, как это было не раз с вазовскими машинами. Но нет, появились ABS от Bosch, кондиционер, теперь вот новый кузов – хэтчбек. На пресс-конференции внушительный десант представителей завода понравился открытостью и доброжелательностью: даже на самые каверзные и неприятные вопросы отвечали обстоятельно, не виляя, не прячась за общими фразами (см. врезку). Вопросов было задано гораздо больше, чем обычно задается на подобных пресс-конференциях по поводу запуска новых иномарок, – значит, судьба Priora журналистской братии небезразлична.

Новая ли машина?

Самые жаркие споры вызвал вопрос о том, считать ли Priora новым автомобилем. Наверное, каждый останется при своем мнении, но довольно серьезно переработанный дизайн передней и задней частей кузова, другой салон, 60 новых элементов каркаса кузова, а всего более 800 изменений по сравнению с «десяткой», все-таки позволяют говорить о новом автомобиле. Та же Toyota, изменив лишь навесные панели и оставив без изменений силовую структуру кузова, называет очередную Corolla новой моделью, и никто не возмущается.

В прямом эфире

Проверить на практике теоретические выкладки должны были легендарные экзаменаторы – сложнейшие горные серпантины Ай-Петри. Во времена Союза на эти раллийные допы допускалась лишь элита, далеко не каждый пилот и не на каждой машине мог получить право стартовать на ралли «Ялта». С нами в экипаже вызвался ехать ведущий инженер управления дорожных испытаний и доводки Андрей Соболев, поэтому все комментарии и ответы на вопросы можно было получать, что называется, в режиме реального времени. Стенограмму нашей беседы я и решил воспроизвести.

Сразу обращаешь внимание на изменившуюся по сравнению с «десяткой» управляемость. Передняя часть кузова теперь ощутимо жестче, и машина реагирует на поворот руля без тех задержек и расхлябанности, которые были свойственны предшественнице. Шасси стало более точным и сбалансированным, скажем так, на уровне недорогих иномарок, среди которых попадаются экземпляры с управляемостью куда похуже нынешней Priora.
За все время лишь однажды возник небольшой снос передней оси, который легко было скомпенсировать, и лишь раз на дуге поворота слегка «запели» передние шины, а ведь ехали мы быстро. О чем это говорит? Информативность рулевого управления хорошая, поведение машины в целом предсказуемо и понятно для того, чтобы не терять над ней контроля в сложных условиях.

В горах, однако, пришлось чересчур много крутить рулем. Наверное, легковесная баранка при парковке придется по душе хрупким женщинам, но на машине не только паркуются.

– Да, пока рулевой механизм старый, тот, что был до установки усилителя руля. Сейчас можно сделать передаточное число поменьше, но это потребует подготовки большого количества оснастки, да и стоит немало. Так что будет, но попозже, – объясняет Андрей Соболев.

Штатные шины довольно скользкие, и, когда поворот оказался круче, чем выглядел, пришлось проверить работу ABS. Cкорость удалось погасить до нужного предела, автомобиль тормозил ровно, не отклоняясь от траектории.

– А ведь на Michelin машина показывает вполне приличные результаты, – сказал Андрей. – Здесь же то, что ставят на конвейере, руководствуясь, естественно, наименьшей ценой.

Понятно. Пожалуй, лучше при покупке Priora сразу потратиться на замену шин, благо 14-дюймовые стоят не так много.

Не понравился привод переключения передач, ходы большие, включения очень нечеткие.

– Уже переделываем. Этот, «десяточный», доживает последние месяцы, с сентября на серийных машинах будет другой, четче и комфортнее.

На низких и средних оборотах мотор стал заметно тише, а на высоких чувствуется вибрация.

– Есть такое дело, тем более что мы навесили еще компрессор кондиционера, а это 7 кг, он тоже свою лепту вносит. Работаем и над этим, но здесь малой кровью не обойтись, борьба с шумом и вибрациями едва ли не самая сложная инженерная задача. Так что сроки, когда мы эту проблему победим, пока назвать не могу.
Тянет мотор ровно во всем диапазоне оборотов, не очень мощно, но, учитывая, что в салоне три человека и весь их багаж, вполне пристойно даже с включенным кондиционером. Последний, между прочим, мало того что работает тихо, так еще умеет отключаться на несколько секунд при нажатии на газ до упора, позволяя использовать всю мощность для разгона.

– Мотор есть и помощнее, объемом 1,8 л, но его не выдержит коробка, нужна другая. Разрабатывать же и ставить в серию новую сейчас нецелесообразно. После объединения с французами, возможно, легче и дешевле будет просто взять у них подходящий силовой агрегат. Кстати, эта коробка довольно шумная, что особенно проявилось, когда мы «утихомирили» мотор. Так вот шаг за шагом и движемся.

Надо заметить, движутся разработчики Priora по вазовским меркам достаточно быстро, и это тоже неспроста.
– Под Priora была создана специальная группа, и мы работаем не так, как раньше. Прежде, чтобы что-то внедрить или поменять, мы писали бумагу, и она шла по инстанциям. Там, как правило, и пропадала, концов не найдешь. А сейчас есть жесткие сроки, когда ты должен получить мотивированный ответ. Потому бумагу в руки – и сам с людьми, от которых вопрос зависит, общаешься, решаешь проблемы. А иначе эту махину с места не сдвинуть. Поэтому по некоторым доработкам могу так уверенно и сроки называть.

Был на маршруте участок гравийного серпантина с выбоинами и крупной щебенкой. Подвеска оказалась достаточно энергоемкой, а вот обшивка салона стала подавать голос. Пожалуй, со временем она начнет скрипеть и на асфальте. Вибрации рулевой колонки теперь не так сильны, но полностью от них избавиться не удалось.

– Кронштейн крепления колонки мы сделали другой, и это дало результаты, но, чтобы совсем убрать вибрации, нужно переделывать моторный щит, то есть практически весь кузов. В рамках этого проекта нет смысла – очень дорого.

Честно?

В аэропорту Симферополя, конечной точке маршрута, пришел мой черед отвечать на вопрос, вполне ожидаемый: «Ну, что скажешь про машину?» А что я должен сказать? С одной стороны, мне нравится то, как начинают меняться дела на ВАЗе. Мне нравится, что люди начинают работать по-новому, что переживают за дело, что совершенствуют свою продукцию по вазовским меркам довольно быстро. Но, с другой стороны, есть ведь те, кто станет принимать решение, покупать Priora или нет. И если люди платят деньги, их не должно волновать, что переход от «десятки» к Priora осуществляется без остановки конвейера, а это сложнейшая инженерная задача, что приходится преодолевать не самые лучшие традиции, сложившиеся на волжском гиганте в последние десятилетия. Наконец, есть поставщики комплектующих, с которыми традиционно работает ВАЗ, и от качества их продукции качество машины зависит очень сильно. [info] Поэтому вердикт следующий: Priora заметно лучше «десятки» и по управляемости, и по комфорту, появились и подушки безопасности, и ABS, и кондиционер, и парктроник. Это действительно другая машина, и те, кто пересядет на нее с «десятки», разницу ощутят. К тому же наиболее подверженные коррозии части кузова теперь изготавливают из оцинкованного листа. В общем, машина уверенно приближается к массовым зарубежным автомобилям, с которыми она и призвана конкурировать. Но что с качеством и надежностью?

– Пока поставщики комплектующих у нас в основном прежние и надежность не так высока, как у иномарок. Мы очень рассчитываем на то, что с приходом Renault нашими партнерами станут компании, которые обслуживают франко-японский альянс. Не думаю, что цена машины сильно вырастет, а вот надежность будет на уровне иностранных конкурентов.

Кстати, после передачи блок-пакета акций французам на посты исполнительного директора, а также директоров по закупкам, управленческому учету и планированию были назначены французские менеджеры. Это должно позволить заметно снизить издержки, поскольку в силу сложившихся традиций отечественные менеджеры не всегда разумно вкладывали деньги.

Посчитаем и мы

Те машины, что предоставили на тест, были в полной комплектации «Люкс» плюс все опции, куда входят климатическая система, ABS, парктроник, противотуманные фары, две подушки, ремни с преднатяжителями, подогрев сидений, полный электропакет и прочее. Рекомендованная розничная цена на такой седан составляет 322 680, а на хэтчбек – 326 425 рублей. Renault Logan в такой же комплектации обойдется в 400 тысяч с лишним, примерно на 80 000 рублей дороже. Это заметная разница. Базовая же Priora стоит 292 645 рублей. При таких ценах машина наверняка будет нормально продаваться несколько лет, что даст возможность нынешним владельцам ВАЗа вывести на рынок новые конкурентоспособные модели.

Леонид Климанович