Журнал
Skoda Octavia
Красная книга

Skoda Octavia

Если бы существовала автомобильная "Красная книга", то в ней, в разделе "Вымирающие виды", обязательно появилась бы глава, посвященная горячим хэтчбекам. И одна из записей в этой главе непременно рассказывала бы о дизельной Skoda Octavia RS.

Если бы существовала автомобильная "Красная книга", то в ней, в разделе "Вымирающие виды", обязательно появилась бы глава, посвященная горячим хэтчбекам. И одна из записей в этой главе непременно рассказывала бы о дизельной Skoda Octavia RS.

Почему мы отнесли эту модель к вымирающим видам? Да потому что "эРэСка" с дизелем в России настолько редкий автомобиль, что встретив его на улице лучше запомнить этот момент на всю жизнь - не исключено, что больше вам такой возможности уже не представится.

Российский дебют дизельной Octavia RS случился в неудачное время - нам ее показали в августе на Московском автосалоне, а первые машины начали завозить лишь осенью, буквально за месяц-другой до появления рестайлинговой "Октавии". Обновленные хэтчбек и универсал были представлены в октябре на автосалоне в Париже и спустя всего месяц появились у российских дилеров. Но дело в том, что обновленной "эРэСки" пока нет… Поэтому те машины с зеленым шильдиком vRS на багажнике и решетке капота, которые еще стоят в шоурумах дилеров - это самые последние экземпляры Octavia RS. Эксклюзив!

А Skoda Octavia RS с дизельным двигателем - это эксклюзив вдвойне. Во-первых, на нее установлен самый мощный четырехцилиндровый дизель из линейки Volkswagen: 170-сильный турбомотор, развивающий крутящий момент 350 Нм - на 70 Нм больше, чем у бензинового агрегата. Но главное - дизельная "эРэСка" оснащается (или оснащалась?) шестиступенчатым "роботом" DSG, тогда как бензиновый вариант в России был доступен только с "ручкой".

"Дизель и "автомат" - и это вы называете "горячим хэтчбеком"?" - наверняка спросят скептики. И будут по-своему правы. Тарахтение дизельного мотора, от которого слегка вибрирует руль, педали и даже сиденье; красная зона на тахометре, начинающаяся с 4500 оборотов в минуту, кочерга "автомата" в салоне и разгон до "сотни" за 8,4 секунды - все это не совсем соответствует сложившемуся в наших умах образу "хот-хэтча". Но горячие хэтчбеки мы любим не за то, как они выглядят и какой у них имидж, а за то, как они едут. А едет Octavia RS более чем неплохо!

Дуэт дизеля и DSG работает как слаженный раллийный экипаж - в режиме "Спорт" роботизированная трансмиссия всегда держит двигатель в тонусе и не дает оборотам падать ниже 2500, своевременно подтыкая пониженную передачу. Причем делает она это настолько быстро, что имеющийся в наличии ручной режим переключения передач мне показался ненужным. К тому же, у "Октавии" с DSG нет подрулевых лепестков (как у моделей Audi с такой же трансмиссией), а орудовать рычагом и одновременно рулить - неудобно. Из-за очень короткого рабочего диапазона двигателя правую руку приходится постоянно держать на селекторе.

Поэтому трансмиссию лучше сразу перевести в режим "S" и забыть о ней до конца поездки, сосредоточившись на "рулежке". На отрезке от 2500 до 4200-4300 оборотов запас тяги у дизельного мотора неиссякаем: обгоны и ускорения дизельная "Октавия" совершает легко и с явным удовольствием. Вот только резко ускориться получается не всегда - если обороты мотора упали к нижней границе рабочего диапазона (к тем самым 2500 оборотам в минуту), то между нажатием на педаль газа и набором скорости появляется небольшая пауза, вызванная инертностью турбины. Но как только крыльчатка нагнетателя раскрутится… На залитых реагентами московских дорогах нешипованные колеса срываются в мощную пробуксовку на третьей и даже на четвертой передаче, заставляя ESP исступленно моргать ярко-рыжим треугольничком на приборной панели.

С отключенной системой стабилизации разгон с места в таких условиях превращается в тренировку собственной выдержки. Давить сразу педаль газа "в пол" не стоит - лучше балансировать на грани легкой пробуксовки, постепенно увеличивая подачу топлива. И только под конец второй передачи акселератор можно "прижать" уже как следует.

Этот способ разгона справедлив не только для зимы - на сухом асфальте непрогретые шины с легкостью срываются в "букс" на первой и второй передаче. Но даже на очень шершавом покрытии резко "рвануть" с места не получится: управляющая электроника DSG опасается сразу подавать на колеса все 350 Нм крутящего момента, пытаясь сберечь нежные диски сцепления, и потому на старте Octavia RS слегка "тупит". Лишь после того, как машина разгонится до 20-30 километров в час, блок управления КПП перестает душить мотор и… колеса опять начинают шлифовать асфальт.

Но главное, чем в себя влюбляет дизельная "Октавия" - это, все же, не "паровозная" тяга дизеля, а удивительная сбалансированность ее ездовых повадок. У "эРэСки" очень упругая и энергоемкая, но совершенно не "зубодробительная" подвеска. На ярко-синем "хот-хэтче" можно с легкостью смотаться в Питер и обратно, и он не вытрясет из вас всю душу на разбитой дороге под Новгородом. А вернувшись в Москву - отправиться на нем на асфальтовый спринт и от души позажигать. Вот только выиграть его, наверное, не получится - "дизельная развесовка" с тяжелым носом и слишком большой крутящий момент на тесной трассе будут скорее мешать, чем помогать.

Зато в обычных условиях дизельная "эРэСка" едет очень "правильно" - мягкие, но быстрые реакции на действия рулем, легкая недостаточная поворачиваемость, которая не будет пугать неопытных водителей неожиданным заносом, и очень точные тормоза.

А как Octavia RS здорово тормозит двигателем! При активной езде, когда перед крутым поворотом вам необходимо сбросить скорость со 120 до 60 километров в час, DSG с греющим душу негромким "рявканьем" будет последовательно включать пониженные передачи с пятой по вторую. А на выходе из поворота роботизированная КПП будет предусмотрительно держать обороты где-то в середине "полки" максимального крутящего момента - чтобы при первой же возможности водитель смог добавить "газ" и "выстрелить" к следующей связке…

Но если вам надоест "зажигать" и "валить", то переведите селектор DSG в режим "Drive" и наслаждайтесь мягкостью переключений передач и тишиной в салоне. В этом случае коробка передач быстренько доберется до шестой передачи, и будет удерживать обороты в диапазоне 1500-2500. Расход топлива при этом будет держаться в пределах 8-8,5 литров на сто километров, но даже при очень агрессивной езде бортовой компьютер у нас не показывал больше 9,8 литров солярки на "сотню".

Достойна ли дизельная Octavia RS попадания в "Красную книгу горячих хэтчбеков"? Скорее да, чем нет. Потому что этот автомобиль имеет отличную управляемость и выдающийся дизельный двигатель, характер которого раскрывается во многом благодаря роботизированной трансмиссии DSG. Тот же мотор "на ручке" потребует от водителя большей концентрации на переключении передач из-за очень узкого рабочего диапазона двигателя.

Но все же, я бы выделил дизельную "эРэСку" в отдельный подвид - "хэтчбеки класса ГранТуризмо". Дальние броски на высоких скоростях - вот главная стихия нашей "Октавии". Причем, ей все равно, какая дорога окажется под колесами - щербатый асфальт сельской трассы или южный серпантин горного курорта. И там, и там Octavia RS сумеет доставить водителю огромное удовольствие от поездки.

#Skoda #Octavia
Lenta.ru