Журнал
Mercedes-Benz Sprinter
Mercedes-Benz Sprinter: один день в роли водителя

Mercedes-Benz Sprinter

Целый день ездить на Mercedes'е, да ещё не где-нибудь, а по Дмитровскому полигону - что может быть увлекательнее? Но дело было не так феерично, как может показаться на первый взгляд. Ведь тестовый «мерс» - это не купе, не кабриолет, не седан, не универсал и даже не минивэн, хотя многие из вас ездили на нём неоднократно. Это Mercedes-Benz Sprinter, семейство микроавтобусов, фургонов и развозных грузовичков.
 
Дмитровский полигон - это колоссальный испытательный комплекс различных дорог, специальных сооружений и участков, на котором тестируют чуть ли не все известные на сегодня виды колёсной техники, от обычных легковушек до грузовиков и автобусов. Его площадь кажется не менее внушительной, чем аббревиатура НИЦИАМТ. Здесь чувствуешь себя таким же умником, который придумал это название - Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники. На закрытой территории можно повстречать как привычные автомобили, подвергшиеся какой-либо модернизации и обвешанные всевозможными датчиками и измерительной аппаратурой, так и закамуфлированные прототипы, которые встречаются лишь на шпионских фотографиях.
 
Ряд Sprinter'ов на этом фоне выглядит, как стая белых ворон. Не то чтобы автомобили смотрелись как-то вычурно или необычно. Просто большинство из них было белого цвета. Не красавцы (сложно сделать привлекательным шестиметровый коммерческий фургон), но имеют очень дружелюбный внешний вид, особенно если смотреть на широченную улыбку переднего бампера.
 
Прежде мне не доводилось тестировать грузовики или микроавтобусы, хотя, помнится, SsangYong Rodius по габаритам от них недалеко ушёл. То есть рулить ЗИЛ'ом и сидеть за баранкой магистрального тягача доводилось, но чтобы делать полноценный тест - такого еще не было. Тем интереснее было попробовать свои силы за рулём нового поколения Mercedes-Benz Sprinter, презентация которого прошла на Дмитровском полигоне. Опробовать машину первым я не решился и уступил место коллеге, работающему в одном из более специализированных изданий. В вождении грузовиков он был явно опытнее меня. К тому же, его «служебный» автомобиль чем-то схож со Sprinter'ом - ГАЗ'овский «Соболь».
 
Первой машиной, на которой нам довелось прокатиться, стал закрытый фургон. О том, что под капотом доставшегося экземпляра оказался дизельный двигатель, можно было догадаться, не глядя на шильдики и не заглядывая под капот. Дизель пусть скромно, но выдававал себя соответствующим звуком. Во время поездки от коллеги прозвучало много лестных слов в адрес грузового «Мерседеса». Когда незагруженный фургон секунд за десять разогнался до шестидесяти километров в час, водитель сказал, что мотор тяговит и уверенно ускоряет машину. И что подвеска работает мягче, чем на том же Transit'е. «Почему же меня так трясёт?» - подумал было я, подскакивая на очередном изъяне старого дорожного полотна (на Дмитровском полигоне дороги не обновлялись, наверное, лет двадцать). Но сразу догадался, что за спиной может дополнительно размещаться от одной до трёх тонн груза (в зависимости от модификации), которые сложно увезти на «мягкой» подвеске.
 
Под интенсивные вращения руля фургон объехал конусы и развернулся на небольшом пятаке. Несмотря на длиннющие габариты, диаметр разворота оказался вполне на привычном уровне. За счёт заднего привода удалось заметно увеличить угол поворота передних колёс. Подобный градус оказывается на недосягаемом для переднеприводных автомобилей уровне. «И управляется как легковушка», - резюмировал коллега. Пора бы и мне переместится на водительское место.
 
Сесть за руль фургона - это не плюхнуться в салон городского хэтчбека. Нужно подняться в кабину, взгромоздиться на сидение. Вы какую посадку предпочитаете - высокую или очень высокую? В Sprinter'е предусмотрен полный набор привычных регулировок, в том числе, и по высоте. На некоторых версиях можно подрегулировать даже руль (по углу наклона) - роскошь прямо как на легковушке. Само рулевое колесо по диаметру оказалось достаточно большим. Рядом, прямо на передней панели, пристроился рычаг КПП. На двери неожиданно обнаружился блок управления сервоприводами зеркал и стеклоподъёмников. Mercedes, как никак. Но что действительно роскошно, так это опциональная система климат-контроля с управлением точь-в-точь как на дорогих легковых моделях марки! Всего же климатических систем предусмотрено аж четыре вида.
 
Мой Sprinter стоял посреди полигона на смоченном поливальной машиной миксте - под правыми колёсами была скользкая брусчатка, а под левыми - более «цепкий» асфальт. «Раскрути посильнее двигатель и стартуй как можно резче» - донеслось из рации от интруктора. В следующее мгновение колесо, оказавшееся на покрытии с меньшим коэффициентом сцепления, начало было проскальзывать, снижая темп разгона, но тут же сработала противобуксовочная система, и автомобиль начал разгоняться как ни в чём не бывало. Не потребовалось даже корректирующих действий рулём. Разогнавшись до приличной скорости, нужно было тут же, на миксте, произвести торможение «в пол». Опять сработали электронные системы, и автомобиль замер на месте, удержавшись в пределах воображаемой полосы движения. Без небольшой работы рулём здесь уже не обошлось. Однако без привычных для легковых автомобилей (но не слишком традиционных для грузовиков) систем ABS, EBD и Brake Assist пришлось бы ещё «работать» тормозной педалью, увеличивая тормозной путь. И не факт, что автомобиль остался бы на прежней траектории. А с электроникой всё не только эффективнее, но и проще, что немаловажно в экстренной ситуации.
 
Следующими упражнениями на полигоне стали змейка и переставка. Для них я выбрал Sprinter в пассажирском исполнении. Задача проста - на как можно большей скорости объехать конусы, а затем провести «лосиный» тест, совершив объезд условного препятствия. Но зачем гнать во весь опор на «маршрутке»? Ведь люди - самый важный «груз» на свете. Так ведь и их безопасность превыше всего. Надо быть в полной уверенности, что водитель в любой ситуации сможет обеспечить контроль над автомобилем или, тем более, уйти от внезапно возникшего препятствия. «И управляется как легковушка», - вспомнил я слова коллеги. В таком случае мне будет даже проще.
 
Занос? Избыточная поворачиваемость? О чём вы, это же почти грузовик. Передние шины быстро (конечно, по легковым меркам) начинают скользить плугом, но ещё большие трудности создаёт длинная колёсная база, сопоставимая с интервалом между конусами. Из-за этого руль приходится крутить на большие углы, а оперировать передними колёсами приходится с достаточным запасом, чтобы не задеть препятствия задними, идущими по гораздо более прямой траектории.
 
Наверное, грузопассажирская версия вполне может быть автомобилем боевых спецслужб, доставляющим матёрых спецназовцев на очередное срочное задание. Иначе мне не понять, почему инструктор так быстро вёз нас к следующему упражнению. Проведя аналогию с внезапно возникшем препятствием, водитель на скорости под «сотню» резко бросил машину на соседнюю полосу. Ей оказалась та самая брусчатка, на которой мы ездили некоторое время назад. На скользком покрытии автомобиль немного занесло, но система курсовой устойчивости быстро стабилизировала машину.
 
Безопасность в новом Sprinter - одна из самых важных черт. Конечно, коммерческие автомобили созданы с целью обеспечения максимальной прибыли их владельцам от перевозок при минимальных затратах. Но даже для фургонов безопасность сейчас - отнюдь не второстепенный фактор. И множество современных электронных систем призвано обеспечить простое и надёжное управление машиной. Кроме того, уделено должное внимание не только активной, но и пассивной безопасности. Все пассажирские места в любом Sprinter оснащены индивидуальными трёхточечными ремнями. А на грузовых краш-тестах, схожих по правилам с тестами Euroncap (правда, проводимых на скорости 56, а не 64 км/ч) новый Sprinter показывает результаты, аналогичные легковому E-классу.
 
Азартной езды на Дмитровском полигоне я, как и следовало ожидать, не получил. Но нужна ли она Sprinter'у? Лёгкий в управлении, вместимый, безопасный. Наверное, надёжный и неприхотливый: межсервисные интервалы для бензиновых версий составляют тридцать, а для дизельных - внушительные сорок тысяч километров (при тяжёлых условиях эксплуатации интервал может сокращаться вдвое). А множество предлагаемых версий призвано максимально полно удовлетворить требования заказчиков.
 
Семейство Sprinter'ов не просто огромно, а очень огромно. Различных комбинаций сотни, а может быть, даже тысячи. Только чтобы пересчитать кузова у фургонов, не хватит пальцев обеих рук. Стандартный, компактный (5 305 мм в длину - ничего себе, компакт!), длинный, сверхдлинный. С обычной крышей, высокой или сверхвысокой. С односкатными задними шинами или двойными. Объём грузового отсека, таким образом, может достигать 17 кубометров. Различные варианты цветов, отделки и комплектации можно даже не упоминать. Кстати, полное описание модели составляет 76 листов официального пресс-релиза.
 
В общем, если выбирать, из каких автомобилей делать маршрутки, можно смело отдавать предпочтение микроавтобусам с трёхлучевой звездой на капоте. Пассажиры в них доберутся до места назначения спокойнее. Лишь цена автомобиля, традиционно для Мерседеса, немного выше, чем у конкурентов. Отвечая на вопрос о стоимости, представитель компании Mercedes-Benz сказал, что на ценниках Sprinter и Ford Transit в сопоставимых версиях и аналогичных комплектациях будет значиться примерно одинаковые цифры. И скромно добавил, что у американской компании они в долларах, а у немецкой - в евро.

#Mercedes-Benz #Sprinter